Ксения Гречко
Особенности развития детей старшего возраста 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития детей старшего возраста 5-6 лет.
Интенсивно развиваются мышцы туловища и позвоночник, что позволяет ребенку самостоятельно выполнять основные движения, двигаться ритмично, по мере необходимости изменять темп движения.
Не совсем сформирована психика, от которой зависит поведение и психические проявления человека, поэтому остается относительно высокой утомляемость ребенка, что требует постоянного чередования видов деятельности, использования игровых приемов.
Публикация «Особенности развития детей старшего возраста 5–6 лет» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Поведение детей отличает непосредственность, эмоциональность, например, при решении арифметической задачи, в которой говорится о грибах, ребенок может тут же рассказывать о том, как он тоже собирал грибы, или вспомнить, какие грибы он знает. Взрослому не следует принимать такое поведение ребенка за непослушание.
Повышаются возможности саморегуляции поведения. Ребенок старается проявлять самостоятельность в самых разных жизненных ситуациях. Удержание цели зависит от трудности задания и определяется умением подчинять свое поведение принятым нормам и требованиям.
Нравственные мотивы становятся определяющими для поведения и действий ребенка, т. е. социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. У него формируется отрицательное отношение к таким качествам, как лживость, жестокость, эгоизм, трусость и пр.
Важным качеством является подражание, однако надо помнить, что ребенок перенимает не только положительное, но и отрицательное.
Показатели готовности ребенка к школьному обучению.
Готовность к школьному обучению предполагает тот уровень психического и физического развития, при котором требования систематических занятий в школе не приводят к нарушению здоровья ребенка.
Физическая готовность. В понятие «физическая готовность» входит состояние здоровья будущего школьника, уровень развития его физических возможностей, крупной и мелкой моторики.
Хорошее здоровье решает большую роль в обучении; это тот резерв, тот запас сил, который во многом определяет успешность решения поставленных задач. Физически крепкие дети легче адаптируются в новых условиях, дети с отклонениями в состоянии здоровья требуют к себе особого внимания, нуждаются в индивидуальном подходе при обучении.
Поскольку обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, необходимо наблюдать и координировать двигательную активность будущего школьника. Следует обращать внимание на следующее:
а) сколько времени в течение выходного дня ребенок находится в движении;
б) как много времени он затрачивает на выполнение действий, связанных с мелкими движениями рук (рисование, лепка, плетение, работа с инструментами – ножницами, молотками и т. д.)
в) как много времени ребенок прыгает, бегает, лазает и т. д., включая в работу крупные группы мышц;
г) какие игры предпочитает: подвижные, малоподвижные, «сидячие».
Что надо делать взрослым для достижения ребенком физической готовности на этапе предшкольной подготовки?
· Заботиться о повышении защитных сил организма: приобщать ребенка к утренней гимнастике, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, подвижными, спортивными играми, тренировать мышцы пальцев рук, проводить закаливающие процедуры.
· Обращать внимание на осанку ребенка (когда он стоит, сидит, бегает, ходит. Приучать правильно сидеть за письменным столом: спина ребенка должна касаться спинки стула, предплечья свободно лежать на столе, для ног можно приобрести подставку.
· Своевременно обеспечивать прохождение медицинского обследования: делать необходимые прививки, избегать очагов инфекции.
· Создавать условия для обеспечения – в игровом уголке ребенка должен быть спортивный инвентарь.
Психологическая готовность. В структуре психологической готовности принято выделять два основных компонента:
- личностную готовность – готовность ребенка принять новую социальную позицию – позицию школьника, имеющего определенный круг прав и обязанностей;
- интеллектуальную готовность – наличие у ребенка определенного кругозора, запаса конкретных предметных знаний, которые необходимы для успешного обучения в школе по таким предметам, как чтение, письмо, математика; определенного уровня развития внимания, восприятия, памяти, речи, мышления, воображения.
Для этого в течение всего года родителям следует обращать внимание на то, как ребенок усваивает программу детского сада. А также заниматься с ребенком различными видами деятельности, способствующими развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Доказано, что развитию кисти ребенка принадлежит важная роль в развитии его мышления и речи. Это может быть рисование (красками, карандашами, фломастерами, мелками; на бумаге, асфальте, стекле). Занятия могут быть посвящены рисованию узоров по образцу или рисованию геометрического узора под диктовку на бумаге в клеточку, штриховке. Также это могут быть занятия лепкой из пластилина, вырезание фигур, изображенных на лоскутке ткани, на бумаге по контуру, все виды рукоделия. Но при этом необходимо учитывать интересы ребенка, обращать внимание на то, чем ему больше нравится заниматься.
Психологическая и физическая готовность – целостное образование. Отставание в развитии чего-то одного рано или поздно повлечет за собой отставание или искажение в развитии другого.