Альбина Попова
Особенности раннего обучения чтению по системе Н. А. Зайцева
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности раннего обучения чтению по системе Н. А. Зайцева.
Развитие речи детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием. Важным видом речевой деятельности и средством познания - является чтение.
Публикация «Особенности раннего обучения чтению по системе Н, А, Зайцева» размещена в разделах
Анализ работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам обучения детей чтению (Б. и Д. Доман, Сесиль Лупан, Л. Б. Фесюковой, Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, Г. Глинка и др.) показал, что дети способны научиться читать уже в дошкольном возрасте. Экспериментально доказано, что раннее обучение чтению способствует развитию у детей речи, мышления, памяти, воображения, формированию навыков общения, расширению кругозора, воспитанию общей культуры.
С полным основанием можно утверждать, что от степени овладения детьми навыком чтения во многом зависит их успеваемость в школе. От того хорошо читает ребенок или нет, в значительной мере зависит его грамотность. Чтение художественной литературы как взрослыми, так и самим ребенком нацелено на то, чтобы продвигать детей в умственном, нравственном и речевом развитии.
В 3-4 года многие дети знают буквы, и родители думают, что ребенок готов к чтению. И такое простое слово как «Мама», дети читают «эмаэма» или «мэамэа», а «кот» - «каотэ». Детям трудно понять, что в словах некоторые буквы читаются совсем не так, как их выучили. Складовая система Н. А. Зайцева предлагает другой путь обучения чтению детей 3 лет.
Склады в этой системе дети изначально учатся произносить так, как они звучат в словах, сами склады расположены в строго определенном порядке. Поэтому эти склады очень хорошо и быстро запоминаются. Такая системность (и составленные игры и игровые упражнения) дают прекрасную возможность сделать процесс обучения чтению радостным и увлекательным для детей. Дети учатся читать, не вымучивания слова по букве, а действительно складывая их из отдельных блоков – складов.
Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться.
Н-р, в слове «лиса» - два склада, два слога «ли-са», а в слове «тигр» - один слог, но три склада «ти-г-р».
Складовые блоки песенки – это своеобразный инструмент в руках ребенка, с помощью которого он овладевает навыком чтения. Пропевая, проговаривая складовые песенки на кубиках и в таблице необходимо показывать их ребенку сначала взрослым, а потом самим ребенком. Необходимо добиваться того, что бы дети хорошо знали складовые песенки.
Песенками, играми нужно приучить ребенка к определенному расположению складов, чтобы потом он мог самостоятельно, в случае необходимости, находить нужный склад. Необходимо всегда помнить о том, что ребенку должно быть интересно.
Поэтому предполагаются следующие примерные этапы обучения чтению, а также игры и игровые упражнения.
Примерные этапы работы:
1. Этап:
Знакомство с кубиками и таблицами Н. А. Зайцева, озвучивание кубиков и складовых блоков-песенок в таблицы.
2. Этап:
Поиск складов с выделением начального склада в жесткой последовательности складовой песенки.
3. Этап:
Пропевание, проговаривание, озвучивание склада в таблице, соотнесение склада на карточке и склада в таблице.
4. Этап
Чтение простых слов на специальных карточках, объединенных одной темой (цветы, овощи, животные, игрушки и т. д.) с делением на склады, с помощью таблицы и без неё. Чтение слов и предложений, напечатанных крупным шрифтом любого текста объемом 3-5 предложений, соединение складов с карточками с разными складами и схематическим изображением предметов.
Игры и игровые упражнения по обучению чтению.
Игры на озвучивание кубиков.
1. «Возьми какой хочешь кубик, а я назову его» (имя, фамилия). Дети повторяют.
2. «Покажи пальчиком, какой кубик мне назвать». Дети повторяют.
3. «Возьми какой хочешь кубик, мы его назовем».
4. «Покажи, какую сторону кубика назвать».
5. «Нажми на кнопочку (сторону кубика, а мы её назовем».
6. «Назови кубик, какой ты взял».
7. «Назови сторону, которую ты пальчиком показываешь».
Игры, способствующие обучению чтению (с кубиками и таблицей)
1. «Озвучим (назовем) стороны кубиков»: ПА-ПА, МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА
2. «Озвучим домики на таблице»:
3. «Найди кубик Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ и т. д.»
4. «Озвучивание (пропевание) складовых песенок»
а) твердых (больших)
б) мягких (маленьких)
5. «Озвучь (назови) эту кнопочку» или «Как это прочитать».
6. «Найди кубики с твоим именем».
7. «Составь из этих кубиков свое имя».
8. «Исправь ошибку».
9. «Напиши свое имя по таблице».
10. «Составь имя мамы, папы, братика, сестренки».
11. «Кого с собой возьмёшь в лес?»
12. «Едем в поезде»
вагоны - имена родителей, друзей, героев сказок и т. д.
13. «Кого бы ты хотел иметь дома из животных».
Как зовут твою кошку, собаку?
14. «Как зовут твою куклу?», мишку и т. д.
15. «Что я написала? Прочитай».
16. «Что ели на завтрак? На обед?
Что нужно для супа? Что нужно взять, чтобы приготовить печенье, торт?»
17. «Кто нас лечит? Кто нас кормит?»
Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»
18. «Составь слово на этот кубик»
В - врач, вода и т. д.
ДО - дом, дорога
ДЕ - день, дерево т. д.
19. Игры на классификацию: «Пишем - мебель, одежду, цветы, домашних животных, диких животных, игрушки т. д.»
Переход к черно-белому тексту.
Игры со складами в таблице.
1. «Озвучь этот склад, эту карточку». А, НА, Б, ЖУ, МЬ, О, и т. д.
2. «Найди склады (карточки) своего имени. Составь свое имя».
3. «Это склады твоего имени. Напиши его».
4. «Исправь ошибку». Н-А-ТО-Н (А-Н-ТО-Н).
5. «Напиши имя ВАНЯ, ДАША, ЛАРИСА, и т. д.».
6. «Составь, какое хочешь слово, имя» (из нескольких складов).
7. «Составь слово:
зима, снег, мороз
суп, хлеб, чай, каша т. д.
стол, стул, диван, кровать. стоит, лежит, бежит.»
8. «Прочитай, что я написала».
Игры с карточками.
(слова написаны с делением на склады).
1.«Угадай, что там написано?»
2.«Какая картинка спряталась?» Прочитай.
3.«Прочитай это слово».
4.«Найди слово «мячик, кот, т. д.» Из нескольких карточек (2-3, 4-5) найти заданное.
5.«Прочитай предложение и найди картинку»
6. Чтение коротких текстов на карточках. Расскажи, о чем прочитал. Ответы на вопросы по содержанию.
7. Чтение коротких текстов литературы для детей (с делением на слоги и без).
Приемы совершенствования навыка чтения.
1. Частота упражнений в чтении, а не длительность. Лучше читать по несколько предложений в несколько приемов, чем большой по объему текст за один раз.
2. Чтение про себя с последующими ответами на вопросы по содержанию.
3. Чтение по образцу. Дети должны видеть, знать, как надо читать.
4. Щадящее чтение – это чтение 1-2 предложений с кратковременным отдыхом (рассматривание картинок, ответы на вопросы по содержанию)
Намечаются лишь основные этапы, а содержание каждой игры, занятия, их ход, повторяемость зависит от самого ребенка, его способности, интересов и желания. Используя кубики и таблицы Н. А. Зайцева в обучении дошкольников чтению, внедряя систему заданий на развитие всех видов памяти, приобщая к образцам художественной литературы, у детей можно сформировать навык полноценного сознательного чтения, интерес и любовь к книге.