Елена Бобровская
Особенности работы воспитателя в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).
Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.
Публикация «Особенности работы воспитателя в адаптационный период» размещена в разделах
Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и воспитателей.
Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
В своей работе с детьми в период адаптации я использую игру.
Детская игра – это основной вид деятельности в дошкольника.
В дошкольной педагогике игра рассматривается с разных сторон:
Во-первых, как средство воспитательно-образовательной работы.
Во-вторых, как форма организации жизни и деятельности детей-дошкольников.
А также детская игра — основной способ снятия стресса, они раскрепощают и повышают, прежде всего, физическую и эмоциональную комфортность ребенка. Игры помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, способствуют сближению со сверстниками, налаживанию общения.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направлена на формирование эмоциональных контактов "ребенок – взрослый" и "ребенок – ребенок".
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Все игры условно можно поделить на группы:
1 группа. Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом, воспитателем, формирование доверительных отношений.
2 группа. Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком.
3 группа. Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).
4 группа. Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.
1 группа. Игры, направленные на создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, сближение детей друг с другом, воспитателем, формирование доверительных отношений.
*Хоровод. Воспитатель держит детей за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружи, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились. БУХ!
*Игра с собачкой.
Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай собачка Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу и поздороваться. При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
2 группа. Игры, направленные на освоение окружающей среды ребенком.
*Сюжетно-ролевая игра «Кукла Катя пришла в детский сад».
Воспитатель вместе с детьми создает игровую ситуацию, в которой дети помогают кукле изучить окружающее пространство. Тем самым дети запоминают помещения группы.
3 группа. Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (релаксационные игры).
* Мы топаем ногами. Играющие стают в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать друг друга. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем. (дети берутся за руки, образуя круг)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.
Пальчиковые игры.
Столяры
Мы пилим, пилим доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры – легко идет пила.
Вжик-вжик, вжик-вжик.
Бежит, бежит послушно рубанок вдоль доски,
И беленькие стружки свернулись в завитки.
Шух-шух, шух-шух.
А нука веселее ударим молотком,
Покрепче, попроворнее мы гвоздики забьем.
Тук-тук, тук-тук.
4 группа. Игры и упражнения на снижение агрессивности и ослабления негативных эмоций.
* Упражнение «Дышим животиком»
Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик опускается (вдох,
То животик поднимается (выдох).
*Самомассаж.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и подвижные игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.