Анжелика Косач
Особенности работы с ребенком при сложном (комбинированном) дефекте
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное развитие ребенка как неотъемлемое право человека на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. В настоящее сложилась специфическая демографическая ситуация – детский контингент утяжеляется как за счет выживания ранее нежизнеспособных детей, так и за счет включения в образовательный процесс детей с тяжелыми и множественными нарушениями, считавшимися необучаемыми.
Публикация «Особенности работы с ребенком при сложном (комбинированном) дефекте» размещена в разделах
К комплексным нарушениям детского развития относят сочетания двух и более психофизических нарушений у одного ребенка. По сочетанности нарушений выделяют более 20 видов сложных и множественных нарушений.
Современная концепция реабилитации детей с отклонениями в развитии предусматривает интегративный подход к ребенку, комплексную оценку структуры дефекта и установление функционального диагноза, включающего оценку как нарушенных, так и сохранных компонентов.
Комплекс реабилитационных мер включает медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную помощь, опирающуюся на основополагающие принципы: комплексности, системного подхода, взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития, онтогенетический, учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, обходного пути и др.
Теоретическим обоснованием технологии, направленной на обучении речи детей со сложным нарушением, служат идеи Л. С. Выготского. При организации коррекционной работы необходимо опираться на два момента: 1. Диапазон, размер неприспособленности ребенка, угол расхождения его поведения и предъявляемых к его воспитанию социальных требований;
2. Компенсаторный фонд, богатство и разнообразие функций. (Л. С. Выготский)
Логопедическая работа планируется с учетом данных комплексного обследования ребенка со сложным дефектом. Диапазон обследования должен быть достаточно широк, предусматривать исследование всех основных неречевых и речевых функций. Решить задачу общего развития ребенка со сложным дефектом можно только в комплексе усилий логопеда, тифлопедагога, психопедагога, специалиста по ЛФК, массажиста и других специалистов.
Формирование речи должно проводиться поэтапно:
1 этап – воспитание речевой активности; накопление активного и пассивного словаря;
2 этап – фразовая речь, распространение фразы, грамматическое структурирование фразы;
3 этап – формирование связной речи.