Светлана Ишмуратова
Консультация «Особенности работы с одаренными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы с одаренными детьми
Бессмысленно говорить «об одарённости вообще», поскольку возможна лишь одарённость к чему-либо, т. е к какой-либо деятельности. В соответствии с этим выделяется 2 вида одарённости :
Публикация «Консультация „Особенности работы с одаренными детьми“» размещена в разделах
Специальная, создающая возможность успеха в определенной деятельности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).
Общая, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.
Дети значительно различаются по уровню одарённости. Особая, исключительная одарённость – это одарённость, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одарённость видна невооружённым глазом.
Гораздо меньше проблем с одарёнными детьми, условно называемыми «высокая норма». Это тоже одарённые дети, но их одарённость носит более нормальный, обычный характер, у них меньше проблем в общении.
Указанные выше группы одарё нных детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одарённые дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети из группы «высокой нормы» здоровее и выше своих сверстников.
Можно сказать: первые – талантливые изгои общества, а вторые – баловни судьбы, любимчики педагогов и общества в целом.
Существует несколько видов одарённости :
Интеллектуальная
Академическая
Художественная
Организаторская
Психомоторная (иначе - спортивная)
Интеллектуальная одарённость. Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребёнком, и ребёнок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.
Академическая одарённость. Дети этого вида одарённости, прежде всего, блестяще учатся. Академическая одарё нность имеет свои подвиды: 1) дети с широкой способностью к обучению (легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности) и 2) дети, у которых повышенные способности к усвоению знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (в точных науках или в гуманитарных).
Художественная одарённость. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, сценической деятельности.
Организаторская, или лидерская, одарённость. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.
Психомоторная, или спортивная, одарённость. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Дети со спортивной одарённостью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано, прежде всего, с недостатком времени и соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.
«Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, воспитателей, учителей. Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».
«Упражнение на проверку умения педагога работать с одаренными детьми» (после подсчетов «+» зачитать определения)