юлия шаковец
Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 39»
143150, Московская область, Рузский район, д. Нестерово, дом40. Тел. 8(916)947-97-09, mail : s390707@yandex.ru
ДОКЛАД
на тему: Аспекты работы воспитателя ДОУ с одарёнными детьми
Автор: воспитатель МБДОУ "Детский сад №39"
Шаковец Ю. С.
Нестерово
«Одаренность человека-это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе
огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать его благороднее,
Публикация «Особенности работы с одаренными детьми в ДОУ» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский.
СЛАЙД 2.
Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. Очень важно, чтобы педагог чувствовал и научился отыскивать «звездные россыпи» дарований в своих детях.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образования. А в последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства.
СЛАЙД 3.
Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
- на занятиях все легко и быстро схватывают;
- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;
- быстро запоминают услышанное или прочитанное;
- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
-задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;
-оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
- очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное.
Это типичные черты одаренных детей.
СЛАЙД 4.
Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренностью. Общую одаренность принято подразделять на умственную и художественную.
Умственно одаренные дети способны правильно решать очень разнообразные познавательные задачи. Дети четко видят условие, выделяют в задаче существенные отношения, находят решение через переструктурирование условий. Задача часто решается в уме, легко и быстро. Ребенок может придумать совершенно неожиданный, оригинальный ход решения задачи.
Умственно одаренные дети обладают также не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи.
В нашем детском саду в каждой возрастной группе собрана большая коллекция развивающих игр, направленных на различные области развития. Данные игры являются дополнением так называемого проблемного обучения, следуя которому воспитатель изначально не объясняет материал, а вместе с детьми, опираясь на их прежние знания, приходит к новым.
Такой подход способствует развитию у детей креативности и гибкости мышления, любознательности, наблюдательности, оригинальность умозаключений. Также развивается воображение, память, внимание. На занятиях воспитатель воспитывает находчивость, активизирует мыслительную деятельность.
Общая художественная одаренность обнаруживается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности, например, изобразительной, музыкальной, литературной.
Можно выделить особенности, дающие возможность предположить высокий уровень развития способностей, одаренность. Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду, в кружке.
Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребенком и в беседах с взрослыми, окружающими ребенка.
Первая из них — любознательность, познавательная активность, направленная на знакомство с окружающим миром, на понимание этого мира.
Особенностью мышления одаренного ребенка с высоким уровнем развития умственных способностей является логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству людей этого возраста.
Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте — богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют.
Выделяемые обычно родителями и воспитателями в качестве признаков умственной одаренности высокое речевое развитие, запоминание большого количества стихов и сказок, сами по себе о такой одаренности свидетельствовать не могут. Большой объем знаний также часто основывается на хорошей памяти ребенка, а хорошая память, хотя и характерна для многих умственно одаренных детей, однако не является определяющим в их развитии.
СЛАЙД 5
Часто одаренные дети обладают также рядом сходных личностных черт. Для них характерно упорство в достижении цели, сопровождающееся тем, что ребенок несколько часов подряд может быть поглощен делом, возвращаться к нему в течение нескольких дней, если что-то очень заинтересовало ребенка или его не устраивает результат. Это нередко связано со стремлением ребенка к совершенству, желанием сделать что-то очень хорошо, достигнуть высшего уровня выполнения задания (рисунка, постройки, прочтения стихотворения, сочинения истории и т. п.). Пример из нашего сада - воспитанник Илья: обилие информации про обитателей моря, пауков, динозавров, которая все время пополняется. Также Илья очень часто рисует практически одну и ту же картину с обитателями морей, с каждым разом доводя ее до совершенства.
Дети часто обнаруживают обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.
Часто для них характерны повышенная уязвимость и преувеличенные страхи, они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих, таким как взгляд, жест, поза.
Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду.
Умственно одаренных детей, как правило, характеризуют также неравномерность развития: опережение умственного развития по сравнению с эмоционально-личностным. Такое расхождение создает в жизни одаренного ребенка много проблем. Повышенная восприимчивость, чувствительность к окружающему приводит к уязвимости, ранимости психики, не способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий.
Одаренные дети часто находятся в сложных взаимоотношениях с другими детьми группы. Повышенная активность и инициатива ребенка на занятиях, стремление привлечь внимание взрослого, подкрепленное возможностями ответить на вопросы воспитателя раньше других детей, приводит к тому, что другие дети начитают отрицательно относиться к проявлениям одаренного ребенка. Да и сам одаренный ребенок нередко бывает, нетерпелив по отношению к другим детям, часто не может принять то, что предлагают дети, стоящие ниже его в развитии. Он делает им замечания, перебивает, всячески выражает нетерпение, досаду. Следует учить одаренного ребенка принятию окружающих. В общении с одаренным ребенком важно быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его, когда он проявляет терпение, дает возможность другим детям и взрослым выразить свою мысль полностью, закончить предложение.
Часто родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка «эффект ореола», ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, и чаще всего именно так и бывает, что способности ребенка высоки только в отдельных сферах. Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает. Следует дать понять ребенку, что неудача — нормальная вещь, случающаяся со всеми.
СЛАЙД 6
Для поддержки и развития одаренных детей в нашем саду мы даем индивидуальные занятия, рекомендуем родителям дополнительно посещать наш кружок по изобразительному искусству, а также дополнительные занятия по музыке, спорту, хореографии, моделированию и пр. в других учреждениях дополнительного образования и спортивных учреждениях.
Помимо этого, я расскажу, что особенного делается в этом направлении в нашем саду, и возможно, наш опыт покажется вам интересным.
СЛАЙД 7
Для того, чтобы подчеркнуть талант каждого ребенка, мною было организовано "Шоу талантов", которое уже дважды проходило в нашем саду.
У каждого ребенка была возможность не только проявить свой талант, но и публично его продемонстрировать. Родители с удовольствием поддерживают и активно принимают участие в этом проекте, дети с радостью выступают на нашем шоу.
Также мы практикуем "День воспитателя" по аналогии с "Днем учителя" - когда одаренный ребенок проводит, с помощью воспитателя, дополнительное занятие для воспитанников другой группы. И этот формат детям тоже очень нравится, позволяет им почувствовать себя увереннее и устойчивее в своем таланте, одаренности.
Выявление, обучение и воспитание одаренных детей с учетом их особенностей — залог их дальнейшего благополучного развития.