Ирина Сисикина
Особенности работы с леворукими детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы с леворукими детьми в ДОУ.
И. А. Сисикина, педагог-психолог
С древних времен люди – левши вызывали особый интерес и некоторое
настороженное отношение со стороны окружающих. Отношение к левшам в
большинстве стран (в том числе и в России) было, в основном, негативным.
Считалось, что левши обладают низкими интеллектуальными способностями,
предрасположены к некоторым нервно-психическим заболеваниям, имеют
значительные трудности в плане социальной адаптации и т. д. Отмечалось, что
среди лиц с девиантным поведением (в частности, среди совершивших
Публикация «Особенности работы с леворукими детьми в ДОУ» размещена в разделах
противоправные действия) процент леворуких значительно выше, чем среди
законопослушных граждан.
В то же время существовала и противоположная точка зрения, согласно
которой все левши гениальны. Так, известно, что среди леворуких было много
выдающихся людей
Николай Лесков - писатель, автор «Левши»
Владимир Даль - писатель, лексикограф, этнограф
Лев Толстой – писатель
Иван Павлов – физиолог
Сергей Прокофьев - композитор, пианист, дирижер
Сергей Рахманинов - композитор, пианист, дирижер
Василий Кандинский - живописец и график
Гарри Каспаров – шахматист
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ связанные с леворукостью
13 августа — международный день левшей.
Все полярные медведи — левши.
Свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» на Луну астронавт Нейл Армстронг сделал левой ногой.
Некоторые левши обладают способностями экстрасенса.
В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она — левша.
Левши чаще рождаются во второй половине года, а реже всего весной.
Заикание и дислексия (неспособность к чтению) чаще встречается у левшей.
Левши под водой видят лучше, чем правши.
УЗИ способствует рождению левшей.
Левша Леонардо да Винчи вел все свои записи справа налево, так что прочитать их можно было, только поднеся к зеркалу.
Благодаря древним орудиям труда ученые доказали, что левши существовали еще 1,4 миллионов лет назад.
Раньше в школах леворуких детей переучивали. Сегодня физиологи, психологи, педагоги едины во мнении: ни в коем случае этого делать нельзя! Насильственное переучивание левшей, как правило, ведет к негативным последствиям. Ребенок может стать раздражительным, вспыльчивым, капризным, плаксивым. Бывают нарушения сна, потеря аппетита, головные боли, жалобы на усталость в правой руке, повышенная утомляемость и снижение работоспособности.
Ребенок - левша – намного отличается от своих сверстников, и не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух.
Тот факт, что с каждым годом среди детей явление левшества встречается всё чаще, обуславливает необходимость в систематическом сопровождении образовательного процесса педагогом-психологом. Данный вопрос является особенно актуальным в дошкольных учреждениях.
Современные образовательные программы по-прежнему рассчитаны на праворуких детей, без учета функциональной асимметрии полушарий головного мозга и основываются на логических операциях, увеличивая тем самым количество неуспевающих детей.
Основной целью работы педагога-психолога с леворукими детьми в дошкольном учреждении является коррекция отклонений в развитии познавательной сферы дошкольников, имеющих ярко выраженное ведущее правое полушарие головного мозга.
Проблема подготовки леворукого ребенка к школе привлекла мое внимание в 2013 г., когда в старшей и подготовительной к школе группе во время диагностики были выявлены дети-левши с плохо развитой мелкой моторикой и низким уровнем развития познавательных процессов.
Я провела углубленную диагностику с этими детьми. Использовала систему тестов разработанную М. Г. Князевой, В. Ю. Вильдавским.
Эта система включает игровые задания
-рисование
-Открывание небольшой коробочки
-построй колодец из палочек
-игра в мяч
-вырезывание ножницами и т. д.
Затем была разработана система занятий для детей с феноменом левшества.
Задачи:
1. Создание благоприятного эмоционального фона и доверительного отношения.
2. Снятие психоэмоционального напряжения.
3. Активизация работы головного мозга.
4. Коррекция развития психических процессов.
5. Формирование положительного отношения к процессу обучения.
6. Обучение навыкам рефлексии собственного эмоционального состояния.
7. Построение занятия с использованием всех органов восприятия.
Система включает в себя комплекс коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов: память, внимание, мышление, восприятие с учетом особенностей детей, имеющих ярко выраженное доминирующее правое полушарие головного мозга.
Коррекционно-развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
- оказание помощи ребенку по нормализации эмоционального состояния, снятия стресса, тревожности;
- организация предметно-развивающей среды ребенка с учетом его зоны ближайшего развития;
- дифференцированный подход к ребенку: необходимо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, качество усвоения им учебного материала, уровень сформированности знаний, умений и навыков, развитие психических процессов.
- формирование навыков учебной деятельности: понимание учебной задачи, умение выполнить ее самостоятельно, формирование навыка самоконтроля и самооценки.
- обучение навыкам саморегуляции эмоционального состояния.
- формирование положительного отношения к процессу обучения.
В соответствии с намеченными направлениями работы занятия строятся в интересной, занимательной для детей форме.
Структура занятия:
1. Установление контакта.
2. Приветствие.
4. Основная часть.
5. Разминка.
6. Прощание.
На занятиях я часто использую крупы и семена, учу детей выкладывать геометрические или растительные орнаменты, фигурки людей, животных, цифры по опорным точкам или схемам или рисовать их по памяти; Я заметила что, упражнения с крупой, зерновыми, зернобобовыми и семечками развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
В своей работе я использую такой прием, как выкладывание из счетных палочек, спичек. При выполнении таких заданий у старших дошкольников развивается мелкая моторика рук, глазомер, творческое воображение, память. Ребятам очень нравиться выкладывание ниток по контуру, какого – либо изображения. Надо учесть что, это занятие трудоемкое, поэтому не у всех детей получается хорошо.
Хорошо известно, что работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки.
Важна роль игр и занятий с клеточками, штриховки, рисование графических фигур, графические диктанты это отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка, интересное и увлекательное занятие, помогает согласовать движения руки и глаза. В процессе работы также формируются внимание, глазомер ребенка, зрительная память, аккуратность, фантазия, образное мышление.
При систематической плановой работе у детей улучшилась речь, внимание, память, сформировались пространственные представления. Повысилась способность к произвольному контролю, так же отмечается активизация интеллектуальных и познавательных процессов.
Таким образом, в процессе коррекционных занятий используемые методы и приемы по развитию мелкой моторики рук, могут улучшить познавательную сферу и речь детей дошкольного возраста, а значит, ее применение является достаточно эффективным.
С родителями леворуких детей проводилась работа, включающая в себя общие тематические собрания, индивидуальные консультации, практические занятия. В ходе данной работы родителям объяснялись причины и следствия особенностей их ребенка, давались практические рекомендации по преодолению тех трудностей, которые уже имеются, и профилактике возможных
Исходя из проведённой мною работы и изучив научную и художественную литературу по этому вопросу, я пришла к выводу, что леворукость нельзя считать отклонением в ту или иную сторону. Левши такие же люди, как и все, только с более развитым правым полушарием.