Ольга Юпатова
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Особенности работы с детьми с ОВЗ
Термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года вместо термина «дети с отклонениями в развитии». Гарантии прав детей с ОВЗ закреплены в Конституции РФ, действующем Законе «Об образовании».
Дети с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии, отклонения в поведении и нуждающиеся в особых условиях обучения, воспитания, а также специальных педагогических подходах.
Детей с ОВЗ называют "дети с проблемами",
"дети с особыми нуждами",
"нетипичные дети",
"дети с трудностями в обучении",
Публикация «Особенности работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
"аномальные дети",
"исключительные дети",
"особенные дети".
Существует классификация детей с ОВЗ по ФГОС:
• Глухие
• Слабослышащие
• Слепые
• Слабовидящие
• С тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
• С нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
• С задержкой психического развития (ЗПР)
• С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
• С расстройствами аутистического спектра (РАС)
На развитие ребенка с ограниченными возможностями влияют 4 фактора:
• Вид (тип) нарушения.
• Степень и качество первичного дефекта.
• Срок (время) возникновения первичного дефекта.
• Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды.
Чтобы правильно организовать работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо использовать общие принципы и правила коррекционной работы :
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их речь и формирующих необходимые навыки.
4. Проявление педагогического такта.
5. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Программа «Сказка своими руками» была разработана для детей с нарушением интеллекта.
Цель программы:
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством декоративно-прикладного творчества.
Программа включает в себя следующие разделы:
• Основы материаловедения
• Работа с бумагой
• Народное искусство
• Кукла
• Изготовление игрушек
• Изонить
• Дизайн
• Пластиковое чудо
• Кокон
• Лоскутное шитье
Основные направления работы :
Развитие творчества
Цель: развивать творческие способности
Развитие эстетической культуры
Цель: формировать эстетические критерии восприятия прекрасного
Интеллектуальное развитие
Цель: формировать целостность научной картины мира
Саморазвитие
Цель: формировать самосознание, становление активной позиции
Развитие патриотизма и гражданственности
Цель: формировать воспитание любви к школе, родному городу, стране
Развитие нравственности
Цель: формировать гуманистические отношения к окружающему миру
Здоровьесберегающее развитие
Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни
Ожидаемый результат:
• Развитие навыков и умений, необходимых для будущей самостоятельной жизни;
• Интерес к декоративно-прикладному искусству;
• Коррекция межличностных отношений, эмоционально-волевой сферы, мышления, памяти.
Правильно организованная работа позволила учащимся участвовать в выставках различного уровня и получать заслуженные награды!
«Важно помнить, что каждый из нас – просто человек. Что не все мы талантливы, но каждый, несомненно, родился для жизни и хочет быть нужным. И что на самом деле нет водораздела между ними и нами, потому что в любой момент каждый из нас может лишиться права выбора» (С. Бейлезон).