Ирина Катунина
Особенности работы с детьми-беженцами в условиях образовательного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Недостаточная зрелость нервной системы ребенка делает ее особенно чувствительной к
воздействию неблагоприятных факторов, вызывающих расстройства невротического
уровня: стрессовое истощение, фобические реакции, нарушения сна и аппетита. У детей
может наблюдаться регресс поведения, проявляющийся в расстройствах речи и контроля
поведения.
Тревожными признаками расстройств психического здоровья могут быть как
гиперактивность, агрессивность, когда ребенок ведет себя шумно и грубо, так и
апатичность, безразличие, подавленность, безучастность, излишняя послушность.
Публикация «Особенности работы с детьми-беженцами в условиях образовательного учреждения» размещена в разделах
Педагог – психолог, коррекционно - развивающая работа, беженцы, психическое
здоровье, ребенок, адаптация.
Наша школа находится в сельской местности, реализует основные общеобразовательные
программы начального, основного, среднего общего образования, в том числе,
адаптированные образовательные программы для детей с ограниченными возможностями
здоровья, а также детей, находящихся по медицинским показаниям на индивидуальном
обучении на дому. Отличительной особенностью нашей образовательной организации
является то, что школа располагается в приграничной зоне с Украиной, и, в связи со
специальной военной операцией, контингент обучающихся постоянно пополняется
беженцами и вынужденными переселенцами. Психическое здоровье детей вынужденных
мигрантов, так же как и взрослых, подвергается негативному воздействию в результате
травм и изменения привычной обстановки. Многие родители, пытаясь решить жизненно
важные проблемы, связанные с переменой места жительства, не придают значения той
психической травме, которую переживает ребенок. Травмирующие обстоятельства
вынужденной миграции лишают ребенка стабильного, безопасного и поддерживающего
окружения, необходимого для нормального развития. Многие дети становятся косвенными
жертвами травм, полученных их родителями, а в случае потери родителей дети
переживают также внезапное лишение привязанности, результатом чего становится
сильный эмоциональный стресс. Такие обучающиеся нуждаются в особом контроле со
стороны педагогического персонала, а также должны быть охвачены коррекционной и
консультационной работой педагога – психолога. Целью коррекционно - развивающей
работы является создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка,
коррекция отклонений психического развития. Эта работа предполагает активное
воздействие на процесс психического развития и формирования личности обучающегося.
По результатам первичной диагностики, а также рекомендациям ППк, обучающиеся с
согласия родителей посещают коррекционно - развивающие занятия.
4
Профессиональная деятельность с детьми из Украины осуществляется по следующим
направлениям:
диагностическое;
консультационное;
коррекционно - развивающее;
просветительское;
профилактическое;
организационно - методическое.
Как показывает опыт практической работы, важное место среди эмоциональных и
поведенческих нарушений у детей - беженцев занимают проблемы, связанные с общением.
Кроме пережитого травматического опыта причинами этих нарушений служит и
бедственное социальное положение беженцев вследствие ущемления их гражданских прав.
Нередко недостаток контактов со сверстниками и с местным населением связан с явлением
мигрантофобии. В результате у детей вынужденных мигрантов бывают не сформированы
адекватные социально - коммуникативные навыки и, соответственно, общая социальная и
психологическая адаптация находится на низком уровне.
За 2021 - 2022 учебный год с детьми – мигрантами была проведена психодиагностика:
Период Форма проведения Количество Результат
2021 - 2022
учебный год
Индивидуальные
34 Рекомендации для педагогов и родителей по
теме: «Школьная тревожность. Пути
преодоления», консультативные встречи,
корректировка личностно -
ориентированных программ учащихся.
Групповая
(классные
коллективы)
По результатам диагностической и консультативной деятельности в МОУ «Пушкарская
СОШ» проводилась коррекционно - развивающая работа, осуществляемая по
индивидуальным программам
Период Количество
занятий
Результат
2021 - 2022
учебный год
81 Формирование учебных, коммуникативных навыков и
навыков поведения, положительная динамика развития
высших психических функций -зрительной и слухо -
речевой памяти, восприятия, улучшение мелкой моторики.
Одним из наиболее востребованных в работе педагога - психолога было
консультирование
Период Индивидуальные Групповые Формат
проведения
Результат
2021 - 2022
учебный
год
89 13 очный Как помочь ребенку в
учебе, межличностные
отношения в семье,
адаптация детей
беженцев и
вынужденных
переселенцев.
5
Дети переселенцев - составная часть миграционного потока, будущее нашей страны.
Они, как и взрослые (их родители, сталкиваются с рядом проблем, препятствующих их
интеграции в новый социум. Внимательное отношение к проблеме адаптации детей,
оказание им своевременной поддержки и помощи со стороны взрослых будут
способствовать профилактике отклоняющегося поведения, развитию их адаптационного
потенциала, коммуникативной компетентности и способности понять и принять другого,
«непохожего». Это говорит о необходимости разработки программы мероприятий,
направленной на социально - психологическую поддержку и помощь детям в преодолении
отчуждения в новой социальной среде, содействии социально - психологической адаптации
в новом социуме.