МААМ-картинки

Особенности психического развития аутичного ребенка

Наталья Стреблянская
Особенности психического развития аутичного ребенка
▼ Скачать

Известный психиатр Л. Каннер, исследуя детей с аномалиями, развитие которых резко отличалось от развития детей с известными формами психического дизонтогенеза, обращает внимание на то, что основным для этих детей было «экстремальное одиночество» со стремлением к стереотипным формам поведения, нарушение или полное отсутствие речи, неадекватные реакции на сенсорные стимулы, манерность движений. Похожие случаи были описаны Г. Аспергером, как более легкие формы аутизма, характеризующиеся меньшей глубиной аутизма, использованием речи как средства общения, нередкой одаренностью в разных областях знаний, искусства, которые названы синдромом; и отечественным исследователем С. С. Мнухиным. Сегодня аутизм имеет статус одного из самых загадочных нарушений развития, речь идет не о нарушении какой-то отдельной функции, а о патологическом изменении всего способа взаимодействия с миром, трудностях в организации активного приспособительного поведения, в использовании знаний и умений для взаимодействия со средой и людьми. О. С. Никольская полагает, что это связано с нарушением развития системы аффективной организации поведения и осознания, ее основных механизмов - смыслов и переживаний, формирующих взгляд человека на мир и способы взаимодействия с ним. К первичным нарушениям при аутизме можно отнести характерное сочетание двух факторов создающих патологические условия его развития (В. В. Лебединский, О. С. Никольская) :

Публикация «Особенности психического развития аутичного ребенка» размещена в разделах

1. Трудности в активном взаимодействовии со средой, проявляющиеся через специфическую недостаточность общего, в том числе психического тонуса и через трудности в организации активных отношений с миром;

2. Снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с окружающими. Проявляется сенсорная и эмоциональная гиперестезия, т. е. любая реакция на свет, звук, прикосновение являются болезненной, а также повышенная ранимость и чувствительность при контактах с другими людьми. Первый фактор - это нарушения, проявляющиеся прежде всего в очень низкой психической активности с тяжелой пресыщаемостью, обусловливающей дискретность в восприятии окружающего, затруднения в охвате целого, трудности сосредоточения активного внимания, грубые нарушения целенаправленности, произвольности. Эти условия препятствуют правильному формированию высших психических функций. Недоразвитие высших психических функций является одной из причин плохой ориентации в окружающем, восприятии его как нецелостного и поэтому в значительной мере непонятного. В основе этого патологического фактора лежит изначальная, часто врожденная недостаточность, безусловно - рефлекторного фонда (безусловно-рефлекторных реакций - ориентировочных, пищевых, самозащиты и др., важнейших стволовых аппаратов, возможно ретикулярной формации, что отрицательно отражается на формировании корковой деятельности, что делает поведение детей аморфным, хаотичным дезорганизованным, а их самих - практически беззащитными и беспомощными. Кора головного мозга этих детей неплохо и пассивно регистрирует и запечатлевает все, что случайно попадает в поле их зрения, но утрачивает способность активного, избирательного отношения к явлениям окружающей среды. Вполне вероятно, что в коре головного мозга этих детей, на фоне экспериментально установленного преобладания тормозного процесса имеются 16 гипоидные фазы - парадоксальная и ультрапарадоксальная. В связи с этим, по-видимому, малодейственны любые сильные раздражители реальной обстановки и весьма активны следы прошлых впечатлений и восприятий, имитирующие «отгороженность», «аутизм» и др. Второй фактор - это общая тревожность с готовностью к диффузным страхам. Является наиболее значимой причиной основных нарушений аффективной сферы. Для таких детей в норме малая выносливость в общении с миром, а так же быстрое и болезненно переживаемое пресыщение даже тогда когда контакты со средой приятны для ребенка. В большинстве случаев для таких детей характерна склонность, формировать жесткую отрицательную избирательность в контактах, надолго фиксироваться на неприятных впечатлениях, создавать целую совокупность ограничений, страхов, запретов. Эти первичные расстройства относятся к совокупности болезненных, продуктивных симптомов и имеют особый, на настоящем уровне наших знаний неясный механизм формирования. Два этих фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия с окружающими миром и создавая основания для усиления самозащиты. С первичными тесно связаны вторичные образования, относящиеся к проявлениям специфического аутистического дизонтогенеза - это гиперкомпенсаторные проявления: аутизм и аутостимуляторные действия. В настоящее момент основная клинико-психологическая структура аутизма, в период своей наибольшей выраженности (в возрасте от 3 до 5 лет, представлена следующим образом - это стойкое сочетание двух видов расстройств: - аутизм; - стереотипность поведения. Аутизм проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. 17 Стереотипность поведения - прослеживается в стремлении к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же еду; носить одну и ту же одежду; повторять одни и те же фразы, движения, слова; получать одни и те же впечатления; сосредоточенность на одних и тех же интересах; тенденция вступать в контакт со средой и взаимодействие с людьми привычным способом. Лишение ребенка стереотипных условий жизни приводит к диффузной тревоге, агрессии или самоагрессии. В условиях дискомфорта у аутичного ребенка обязательно развиваются особые патологические формы компенсаторной самостимуляции, которые способствуют в поднятии тонуса и снизить дискомфорт. Это интеллектуальные, двигательные, речевые, явления, поведенческие стереотипии, компенсирующие нехватку положительных раздражителей извне и являющиеся мощным средством защиты от травмирующих впечатлений. В структуре аутизма можно выделить истинно невротические, характеризующиеся чувством собственной неполноценности. Неприятный для аутичного ребенка опыт контактов с окружающими его людьми, понимание ребенком своего состояния как болезненного - все это, присоединяясь к эндогенным тревоге и страхам, подрывает у него веру в себя, усугубляет аутистическое формирование его личности. Совокупность этих дизонтогенетических образований может объяснить формирование аномалии психического развития при аутизме именно по типу «искаженного». При сочетании потенциально полноценных или даже высоких интеллектуальных предпосылок с низким психическим тонусом, препятствующим правильному формированию высших психических функций, сенсорной и эмоциональной гиперестезией, приводящей к аутизму, психический онтогенез меняет свое направление и осуществляется преимущественно в аффективном русле, обеспечивая сиюминутные нужды самостимуляции и перекрывая этим каналы социально направленной деятельности. 18 В случае искаженного развития нельзя разделить аффективную и когнитивную составляющие: это один узел проблем. Искажение развития когнитивных и психических функций является следствием нарушений в аффективной сфере. Формирующиеся составляющие аутизма, стереотипности, гиперкомпенсаторной аутостимуляции, все это ведет к деформации основных механизмов аффективной организации поведения, тех механизмов, которые позволяют здоровому ребенку выстраивать активный и гибкий диалог со средой, идентифицировать свои потребности и привычки, устанавливать эмоциональные контакты с людьми и произвольно организовывать свое поведение. Одновременно с этим форсируется патологическое развитие механизмов защиты. В моторике задерживается формирование навыков адаптации в быту, взамен этому появляются манипуляции с предметами, которые способствуют в получении необходимых стимулирующих впечатлений, связанных с соприкосновением, изменением положения тела в пространстве и т. д. Заметны такие характеристики как : ходьба на цыпочках, бег по кругу, вычурность позы, движений, мимики, стереотипные действия с объектами. Движения замедленны, неуклюжи, угловаты, плохо координированны, не пластичны, в них сочетается медлительность с импульсивностью. В развитии восприятия ощущения света, цвета, формы своего тела приобретают самоценность. В норме это средство для организации двигательной активности, а для аутичных детей становятся источником аутостимуляции. Своеобразны и речевые расстройства у этих детей: речь может быть бедной, содержащей набор отдельных слов, эхолалий (нередко отставленных на дни, часы и месяцы, либо может быть литературной; также может быть лишена интонации или, наоборот, воспроизводится акцентуировано, со скандированием отдельных слов или звуков. В речи возможно долгое отсутствовие местоимение «я», т. е. говорит о себе ребенок во втором и третьем лице. Нередко наблюдается регресс и мутизм уже сложившейся речи. Но в состоянии аффекта мутичный ребенок может неожиданно произнести целую фразу, соответствующую взволновавшей его ситуации. Все речевые расстройства объединяются тем, что это речь стереотипная, состоящая из многочисленных повторов, а также то, что это речь автономная, 19 эгоцентрическая, используемая не для диалога, общения или познания мира, а ни к кому не обращенный монолог, отражающий удовольствие от манипулирования словом или собственными переживаниями. В развитии мышления речь идет не об отсутствии отдельных способностей (в обобщении, в ограниченности осознания подтекста происходящего, в понимании развития ситуации во времени, в понимании логики другого человека, а о неспособности ребенка активно перерабатывать информацию, использовать свои способности, для того чтобы приспосабливаться к меняющейся среде. Поведенческие проблемы - это реакции ребенка на собственную дезадаптацию. К ним относится: уход от ситуации обучения, произвольной организации, негативизм, т. е. отказ ребенка делать что-либо вместе со взрослым; страхи, связанные с особой сенсорной ранимостью; «генерализированная агрессия» (проявления ее могут быть очень интенсивны, т. е. агрессия как бы против всего мира, возникающая когда такому ребенку плохо; самоагрессия как крайнее проявление отчаяния и безысходности, представляющая физическую опасность для ребенка. Самый сложный период, сопровождающийся максимумом поведенческих проблем - это самоизоляция, чрезмерная стереотипность поведения, страхи, агрессия и аутоагрессия - период от 3 до 6 лет. В последствии многообразие и яркость проявления клинической симптоматики снижается и на первый план выступает социальная неприспособленность ребенка. На сегодняшний день большинство исследователей проблемы аутизма придерживаются критериев, сформулированных М. Раттером: - глубокие нарушения в социальном развитии, не связанные с интеллектуальным уровнем ребенка; - задержка и нарушение в развитии речи, не связанные с интеллектуальным уровнем ребенка; - стремление к постоянству, в частности это стереотипные занятия, а также сверхпристрастие к объектам или сопротивление изменениям среды; - проявление патологии до 30 - месячного возраста.

Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Консультация для педагогов «Особенности искусства энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка» Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Особенности искусства Энкаустики для правополушарного развития мозга у взрослого и ребенка».

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Особенности развития детей 2–3 лет в игре с предметами и дидактическими игрушками На третьем году жизни ребёнка продолжается интенсивное ознакомление с окружающем миром. Возросшая активность малыша проявляется в большей.

Особенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зренияОсобенности развития чувства равновесия у дошкольников, имеющих нарушения зрения Автор разработок и рекомендаций Трушина Раиса Ильинична. Хоть мои разработки касаются детей с нарушением зрения, я думаю, что некоторые.

Особенности развития музыкального восприятия детей раннего возраста На основании научных исследований установлено, что для успешного развития музыкального воспитания детей очень важно, чтобы они как можно.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психического развития аутичного ребенка
Опубликовано: 1 февраля 2024 в 12:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности психического развития аутичного ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Стреблянская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД