Светлана Бурунова
Особенности проведения уроков профессионально-трудовому обучению швейного дела в специальной коррекционной школе VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
Особенности проведения уроков профессионально-трудовому обучению (швейное длео) в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Основной формой организации обучения образовательной области «Технология» является урок (профессионально-трудового обучения). Урок – это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап учебно – воспитательного процесса. Урок в школе VIII вида требует особых навыков и подхода со стороны учителя. Прежде всего, учитель должен помнить, что урок для особенных детей и обычные педагогические технологии могут оказаться бездейственными. Подготовка урока в школе VIII вида – ответственный и кропотливый труд, требующий самоотдачи педагога.
Темочки:
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Домоводство, СБО, труд
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Работа педагогов коррекционной школы (интернат)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Урок в школе VIII вида – это урок с использованием специальных коррекционных воспитательных и образовательных методов с целью обучения детей с проблемами умственного развития.
Урок - это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности.
Организовывать учебную деятельность на уроке приходится из-за невозможности умственно отсталыми детьми постоянно мобилизовать свои усилия на решение познавательных задач. В зависимости от задач на занятиях, занимает усвоение нового, во вторых - воспроизведение изученного, в-третьих - повторение и систематизация усвоенного. Урок-практика - это выход к месту объекта познания. Обучение на этом уроке осуществляется в виде наблюдения, беседы, действия.
Деятельность умственно отсталых учащихся на уроке очень изменчива, мотивация и работоспособность их не всегда соответствует конкретным условиям обучения и в связи с этим возрастает роль соответствия способов организации урока умственно отсталого ученика.
У умственно отсталого ученика слишком растянута фаза пониженной работоспособности, а фаза повышенной сильно сокращена. Фаза вторичного снижения работоспособности наступает преждевременно.
Требования урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида подразделяются на обще дидактические и специальные.
К обще дидактическим относятся следующие требования:
1. Педагог должен владеть учебным предметом, методами обучения.
2. Урок должен быть воспитывающим и развивающим.
3. На каждом уроке коррекционно-развивающая работа.
4. Излагаемый материал должен быть научным, достоверным, доступным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт детей.
5. На каждом уроке осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.
6. На уроке осуществляются межпредметные связи.
7. Урок должен быть оснащен :
- техническими средствами обучения;
- дидактическим материалом (таблицы, карты, иллюстрации, тесты, схемы, алгоритмами рассуждений, перфокарты, перфоконверты и т. п.);
- весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.
8. На уроке должны осуществляться инновационные процессы.
9. Необходимо введение в обучение компьютеров.
10. Необходимо соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка;
- соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой :
- оказывать всестороннюю педагогическую поддержку умственно отсталому ребенку;
- способствовать социальной адаптации аномально развивающегося ребенка.
Оптимальные условия для организации деятельности учащихся на уроке заключается в следующем:
- рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала;
- выбор цели и средств ее достижения;
- регулирование действий учеников;
- побуждение учащихся к деятельности на уроке;
- развитие интереса к уроку;
- чередование труда и отдыха.
Также уроки технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида подразделяются на несколько типов.
Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику, как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике специальных школ 8-го вида различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обобщения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.
1. Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе, для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика.
2. Уроки изучения нового материала самые длительные из всех. Овладение материалом может, осуществляется месяцами. По причине инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются и уроки по совершенствованию знаний.
3. Урок закрепления знаний.
4. Урок обобщения и систематизации знаний. В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний.
5. Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения.
6. Коррекционные уроки применяются для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т. д.
7. Комбинированный урок совмещает в себе виды работ и задач нескольких типов уроков.
8. Нетрадиционные уроки.
Трудности, которые испытывают учащиеся при усвоении технико-технологических знаний хорошо известны. Одна из главных причин этого состоит в их недостаточном умении организовать свою умственную деятельность. Применение наглядности служит эффективным средством развития способности.
Целенаправленное обоснование включение средств наглядности в структуру урока позволяет активизировать внимание учащихся, улучшать их восприятие, за понимание и понимание учебного материала.