Виктория Денисова
Конспект открытого тренингового занятия «Семейные ценности — залог счастливой семьи» в школе VIII вида
▼ Скачать + Заказать документы
ГОУ «Глинойская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, VIII вида».
конспект
открытого тренингового занятия
«Семейные ценности – залог счастливой семьи».
Цель:
• Развитие представлений учащихся о семье.
• Формирование понятий о жизненном идеале семьи и семейных ценностях.
Публикация «Конспект открытого тренингового занятия „Семейные ценности — залог счастливой семьи“ в школе VIII вида» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Коррекционная школа 8 вида. (VIII вид)
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
• Воспитание глубокого отношения в семье.
• создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе; создать ситуацию, стимулирующую самооценку участников тренинга;
• продемонстрировать участникам тренинга разнообразие семейных отношений и различные представления о функциях и предназначении семьи как объединения людей;
• способствовать мобилизации внимания и творческой фантазии в ходе решения групповой задачи, актуализации внутреннего коммуникативного потенциала;
• развить гибкость и чувство толерантности в участниках тренинга
• тренировка в решении коллективной задачи на основе группового соглашения и сотрудничества
План:
1. Приветствие. (назвать имя и комплимент соседу, передавая цветы-ромашку из воздушных шаров).
2. Правила тренинга.
3. Просмотр видио о Звёздочки у Луне.
4. О чём сказка?
5. Озвучивание темы.
6. Игра, деление на группы. Морковкины, Веселишины.
7. Ассоциограмма со словом семья (солнце).
8. Просмотр видеоролика- притчи счастливой семьи, обсуждение.
9. Игра «Путаница»Какие ценности были использованы (общение, помощь, уважение)
10. Ваша семья это наша школа, класс…
11. Деление детей на 3 группы (мама, папа, я). Упражнение «Распредели обязанности» (мама, папа, я).
12. По группам выполнить задание по распределению обязанностей в семье : мама, папа, ребенок. Обсуждение. (ответственность, помощь, забота).
13. Упражнение «Сиамские близнецы»
14. Упражнение «Строим дом счастья»
15. К слову ДОМ придумайте прилагательные, глаголы.
16. Как вы понимаете пословицу?
17. Итог. О чём говорили. Какие выводы сделали.
Общая продолжительность занятия с элементами тренинга 45 мин.
Ход занятия
1. Эмоциональный настрой. Приветствие.
1 ведущий
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята. Мы рады вас видеть, и рассчитываем на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание.
2 ведущий
Уверены, что наше сотрудничество будет успешным. Прежде чем начать наше тренинговое занятие, предлагаем вам познакомимся с нашими гостями. Я приглашаю вас ребята выйти к нам, и повернувшись к гостям лицом, сделать полукруг. Для того чтобы познакомиться, нам поможет букет цветов. Передавайте букет друг другу, говоря ваше имя и комплимент следующему участнику, один цветок оставляйте у себя. (меня зовут Аня, а Алёша сегодня весёлый….) Поступить таким же образом предлагаем нашим гостям. Ребята, что это за цветы? Какой символ они олицетворяют?
2. Мотивационный блок.
1 ведущий
Мы с вами уже неоднократно проводили тренинги и вы знаете, что при этом необходимо соблюдать правила, которые будут соблюдаться всеми? Перечислите их.
- активность;
- доброжелательность
-уважение;
- правило поднятой руки;
- правило «Стоп»
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о семье и о семейных ценностях.
Скажите мне, пожалуйста, а что такое семья? (Ответы детей).
Семья – самое главное и дорогое в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Что такое семейные ценности? (ответы детей)
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это определенные правила и идеалы, по которым вы живете, стараясь не нарушать их. Перечень семейных ценностей может быть бесконечен и для каждой семьи ценности уникальны, однако мы поговорим о основных семейных ценностях.
2 ведущий
В разные времена у разных народов ценности могут быть разными, но есть одна ценность, которая значима для любого народа в любое время. Это семья. Учёные считают, что человек стал настоящим человеком, когда сформировалась семья. Именно в семье человек получает любовь и заботу, первые уроки доброты, ответственности, именно семья становится для человека, потерявшего себя, опорой и надеждой на возрождение.
1 ведущий
Приближается то самое время, и через полгода, вы окончите эту школу, и начнёте свою самостоятельную взрослую жизнь. И вам стоит серьёзно задуматься о будущей вашей семье. Мы уже об этом с вами говорили ни раз, и сегодня мы продолжим с вами разговор о семейных ценностях, залог которых счастливая семья, и раскроем секреты счастливой семьи.
2 ведущий
3. Игра называется «семья Морковкиных и семья Веселишиных».
Для нашего первого задания вам нужно разделиться на 2 команды, для этого нам поможет игра. Игра называется «семья Морковкиных, и семья Веселишиных». Мы раздадим вам карточки, благодаря которым вы узнаете, к какой семье вы относитесь. Вы должны найти всех членов своей семьи, и встать в таком порядке: дедудушка Морковкин (Веселишин, бабушка, папа, мама, дочка, Мурка Морковкиных (Веселишиных).
1 ведущий
4. Упражнение «Ассоциация»
Вот у нас и получились две семьи Морковкиных и Веселишиных.
Оставаясь в ваших семьях вам предстоит выполнить задание, мы раздаем вам листы со словом СЕМЬЯ написанного в виде круга, это наше импровизированное солнце, вам нужно придумать слова на каждую букву слова СЕМЬЯ, которые у вас ассоциируются с семьёй и записать их в виде лучиков нашего солнца.
С – счастлива, сильная, скромная, солнечная, справедливая, смелая, совершенная, спортивная, сообразительная;
Е – единственная, единая, единомыслящая;
Мь – милая, многодетная, музыкальная, мечтательная, молодая, мудрая, молодёжная, модная;
Я – яркая, ясная.
2 ведущий
Ребята, сейчас я попрошу одного представителя вашей семьи зачитать, что же у вас получилось.
Другая семья зачитывает. Зачитывание слов.
1 ведущий
Семьи бывают разными, как и отношения в них. Многодетные и бездетные, творческие и спортивные, весёлые и грустные, маленькие и большие, богатые и бедные. Кто-то постоянно ссорится друг с другом, а случается, даже могут подраться. А иногда совсем наоборот — все в семье будто совершенно равнодушны друг к другу, не интересуются ни делами, ни интересами, ни проблемами, не знают, кто чем живет.
И каждый мечтает о счастливой семье. Но это зависит от нас, от того, насколько мы готовы вкладывать свои усилия в нее. Конечно, бывают и конфликты, и споры. Но я считаю, самое главное — это уважать друг друга, заботиться друг о друге, любить и понимать.
2 ведущий
5. Просмотр видеоролика притчи счастливой семьи.
Сейчас вашему вниманию предлагаем посмотреть видеоролик притчи счастливой семьи.
Обсуждение. Ребята, расскажите, что вы увидели в этом видеоролике, что поняли? Какие качества проявляли герои каждой семьи?
1 ведущий
7. Игра «Путаница» Время: Около 10 минут.
Ход упражнения.
Ребята я предлагаю вам поиграть в игру «Путаница», для этого необходимо встать в круг и вытянуть руки ладонями вперед, а воспитатель сцепляет их в разных сочетаниях таким образом, чтобы в итоге у нас получился клубок переплетенных рук. Для того чтобы проверить, что в путанице не возникло "закрытых колец", попрошу Юру Гевкан пожать левой рукой руку соседа, которого он держит, тот передаст импульс своему партнеру, и так пожатие должно пройти через всех участников игры и вернуться к первому игроку, с другой стороны. Когда его правая рука окажется пожатой партнером, мы убедимся, что вся группа - это сплошная, но очень запутанная цепочка.
2 ведущий
Задание такое, вам необходимо распутаться, став в круг, при этом не разжимая сплетения рук и не причиняя боли своим партнерам. Можно приседать, переступать через узлы рук, перекручиваться на своем месте (Можно так же поворачивать свою руку в руке партнера, но ни в коем случае не разрывать контакта).
1 ведущий
Теперь время обсудить результат, дорогу к нему и полученные в ходе процесса впечатления! Какие впечатления вы вынесли из упражнения? Чем вы хотите поделиться друг с другом? - Что, на ваш взгляд, могло усилить эффективность решения задачи? - Был ли кто-то, кого можно назвать лидером, руководителем игры? Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как вы считаете, можно ли назвать "Путаницу" моделью семейных отношений? Почему?
8. Ребята, а ведь у нас с вами есть ещё одна семья – это наша школа, наш класс.
А, почему нас можно назвать семьёй?
-Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и вместе отдыхаем. т. е. у нас есть что? (общие дела, интересы, мы друг друга любим и уважаем.)
-А, значит «наш класс-это …семья»
2 ведущий
-И как в любой семье нам тоже нужны : тепло, уют, взаимопонимание, любовь, уважение, доверие, поддержка, также необходимо помогать друг другу, и выполнять свои обязанности, как и в любой другой семье. Никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. И у каждого есть свои обязанности. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад, в создание и сохранению своей семьи, как и у нас в школе, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. И всем было хорошо и комфортно. Нужно выполнять определённые обязанности, какие обязанности выполняете вы в школе?
Ответы детей (выполнять домашнее задание, убирать после себя в спальной комнате и комнате отдыха, следить за своим внешним видом, убирать после себя в столовой, помочь другу, товарищу, однокласснику, и др.)
1 ведущий
9. Упражнение «Распредели обязанности» (мама, папа, я).
А как вы сумеете распределить обязанности в семье, мы сейчас посмотрим. Для этого нужно разделиться на 3 группы. Рассчитайтесь мама, папа, я. Для выполнения этого задания вам даётся три минуты, работать нужно сообща всей группой.
По группам распределить обязанности в семье : мама, папа, ребенок, какие у кого обязанности в семье, что каждый должен делать. Вам необходимо выписать на флипчарт (бумагу).
1. Стирать.
2. Приготовить обед.
3. Мыть обувь.
4. Ухаживать за домашними животными.
5. Готовить ужин.
6. Пылесосить в доме.
7. Готовить завтрак.
8. Поливать комнатные растения.
9. Позаниматься с младшими братьями, сестрами,
10. Вынести мусор.
11. Подоить корову.
12. Сходить в магазин.
13. Прополоть грядку.
14. Отнести бабушке продукты.
15. Вымыть посуду.
16. Вымыть полы.
17. Вскопать грядки.
18. Зарабатывать деньги.
19. Заменить лампочку.
20. Отремонтировать мебель.
После того как ребята справились с заданием, каждая группа зачитывает свои ответы.
2 ведущий
У каждого свои обязанности, это значит, что каждый несёт ответственность за свою часть работы по дому. А как вы думаете, если, допустим кто-то из членов семьи не может выполнить свои обязанности, например, мама заболела, что вы будете делать? Ждать пока мама выздоровеет и сделает все сама или поможете ей?
1 ведущий
Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, где все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение, непонимание.
2 ведущий
10. Упражнение «Строим дом счастья»
Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, КОТОРАЯ БУДЕТ У КАЖДОГО ИЗ ВАС В БУДУЩЕМ.
Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место — это семья, дом. Сейчас мы будем строить дом мечты, дом счастья, где все будут жить счастливо, в любви и согласии. Его можно построить из особого «строительного материала». У вас на столах лежат карточки с семейными ценностями и качествами человека.
1 ведущий
Семейные ценности распределите таким образом: у основания (фундамента) дома, выложите ваши самые важные и необходимые, наиболее принципиальные ценности. Ребята крепят и называют. Основание -стена дома, составят чуть менее важные ценности. Ребята крепят и называют.
2 ведущий
Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши, представьте здесь те ценности, которые важны, но не столь принципиальны для вас. Ребята крепят и называют.
1 ведущий
Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье – наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
2 ведущий
Дом построен, но еще важнее сохранить его таким же, каков он сейчас. А это зависит во многом от нас, вас самих, от того, как мы научимся дарить частичку своего сердца близким нам людям.
1 ведущий
О чем ребята мы с вами сегодня говорили? Что нового вы для себя взяли с сегодняшнего занятия? Что самое главное в жизни человека? Что вы поняли? И что в будущем будете применять?
Теперь понятно ли вам что «Семейные ценности – залог счастливой семьи»?
2 ведущий
Дом, как известно всем давно, — Это не стены, не окно, это не стулья со столом; Это не дом.
Дом — это то, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь, Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым.
Дом — это там, где вас поймут, там, где надеются и ждут, где ты забудешь о плохом, — Это твой дом.
1 ведущий
Мы желаем каждому из вас построит такой же «Дом счастья» для своей семьи
А на память мы хотим вам подарить обереги, в виде лопатки, каждая лопатка наполнена положительным зарядом, которая будет помогать вам и защищать вас и вашу семью от всего негативного и плохого, и дарить счастье вашей семье. Будьте здоровы и счастливы!