Татьяна Губанова
«Этапы планирования и реализации театрализованных игровых ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
(слайд 2)
Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Организация совместной театрализованной деятельности взрослых и детей помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия; развитию ассоциативного мышления, целеустремленности; проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Публикация «„Этапы планирования и реализации театрализованных игровых ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Средняя группа
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
У ребенка развиваются умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театрализованная игра помогает реализовать потребности ребё нка-дошкольника в положительных эмоциях, любви, признании, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно, общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою. Вместе с тем ролевые игры – это стимуляция творческой активности, инициативности и самостоятельности ребёнка как средство снятия тревожных состояний. Театрализованная игра позволяет ребёнку самовыражаться, осваивать важные социальные навыки, способствует формированию у него норм поведения, что ведёт к правильному осознанию им своего положения в обществе в дальнейшем.
Актуальность данной темы определяется необходимостью воспитания творчески мыслящей личности, способной находить нестандартные решения жизненно важных задач.
Знакомство ребёнка с окружающим миром посредством образов, звуков, красок считается самым продуктивным, позволяющим адаптироваться в социальной среде, при этом ведущим видом деятельности у дошкольников является игра.
Воплощение художественного содержания в игровой форме — это и есть суть театрализованных игровых ситуаций (или театрализованной игры).
(слайд 3)
Цель дошкольного образования — создание условий для гармоничного развития ребёнка, формирование познавательного интереса к элементам театральной деятельности, творческого мировосприятия жизни, совершенствование художественной зоркости, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений и артистических навыков детей
(слайд 4)
Реализовать это помогает решение следующих задач:
• расширение багажа знаний и приобщение к искусству (малыши знакомятся с лучшими образцами мировой литературы, музыки, хореографии);
• развитие речи через воспитание привычки к выразительному публичному слову;
• формирование эмоциональности (дети учатся выражать свои чувства, сопереживать, проявлять отзывчивость);
• развитие артистичности (способствовать раскрытию природных талантов);
• воспитание толерантного отношения к людям;
• сплочение детского коллектива.
В средней группе этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников. И решить задачу сплочения детского коллектива помогает в том числе планирование и реализация театрализованных игровых ситуаций.
(слайд 5)
Работа по театрализации игровых ситуаций в ДОУ направлена на
• приобщение к чтению (индивидуальному, групповому) и анализу прочитанного (выделение положительных, отрицательных качеств персонажей, оценка поступков и пр.);
• знакомство с различными видами театра (на столе, верховой театр, наручный, напольный, живых кукол);
• практика выразительности исполнительских умений (через перевоплощение в образ героя с помощью мимики, жестов, интонации);
• совершенствование пластики движений;
• активизация словаря маленьких актёров, совершенствование звуковой культуры речи, диалоговой формы общения;
• развитие интереса малышей к театрально-игровой деятельности (за счёт знакомства с лучшими образцами профессиональной актёрской игры);
• воспитание доброжелательности, миролюбия (взаимопомощь ребят в процессе работы приводит к хорошим результатам).
В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно – потребностной сферы, способностей, преодоление эгоцентризма, формирование нравственных норм и правил поведения в сознании ребенка, произвольного поведения, эмоциональное развитие (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова). Сюжетно – ролевая игра, выделяемая исследователями, рассматривается как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «Зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Среди сюжетно – ролевых игр большинство педагогов и психологов отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть, поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление – истоки творчества. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Слайд 6 Театрализация игровых ситуаций помогает детям развить творческие способности
Дети данного возраста любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить и как это лучше делать. Дети склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам, героям знакомых сказок, животным и т. д.). Театрализованная игра как нельзя лучше подходит для того, чтобы разносторонне развивать личность ребенка. В такой игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, речевое развитие. Не секрет, что дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами: картинками, игрушками.
Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.
Слайд 7 Через театрализацию игровых ситуаций дети расширяют свои представления об окружающей среде
Детская театрализация является в своем роде видом и досуговой и образовательной деятельности, и потому может повысить уровень аспектов образовательной деятельности в области художественное творчество, удержать внимание детей среднего возраста на более долгое время, а также принести им удовольствие, сделать процесс обучения увлекательным.
Театрализованные игры основаны на литературных и фольклорных произведениях. Это рубежный вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на её результат через этапы : восприятие, исполнение и творчество. Театрализованные игры так или иначе связаны с разыгрыванием сказок, как способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок «примеряет» на себя образ героя, тем самым решая свои переживания через поведение героя сказок, формируется стойкость в будущей жизни.
Театрализованная игра является эффективным средством социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.
Слайд 8 Виды театра
Существует много видов театрализации в детском саду. Каждый из видов имеет несколько разновидностей. Знакомство детей среднего возраста с разными видами театров помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, можно отметить, что они, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки.
В младшем дошкольном возрасте детей знакомят с :
• драматизацией;
• театром на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»);
• стендовым театром (фланелеграфе и теневой театр);
• настольным (бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок играет, используя их в качестве машины, персонажа);
• верховым театром (куклы бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы);
• театром живых кукол (масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски).
Слайд 9 Знакомство с куклами разных видов театра организуется так, чтобы дети могли не только увидеть, но и пощупать, примерить новые игрушки
В одном занятии может комбинироваться несколько видов театрализованной деятельности.
Поскольку с младшими дошкольниками практикуются ещё не все виды занятий, то непосредственно театрализованные игровые ситуаций лучше осуществлять через:
• элементы непрерывной образовательной деятельности с театрализацией для решения определённых задач освоения материала;
• самостоятельную деятельность (сюжетно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Водители»);
• развлечения (досуговые мероприятия, утренники)
Планирование и реализация театрализованных игровых ситуаций проходит в несколько этапов :
На 1 этапе происходит знакомство и приобщение ребят к чтению. На занятиях, как и в любом «взрослом» театре, практикуются читки, то есть знакомство с произведением, обсуждение действий героев по ходу развития сюжета. Для детей, которые ещё не владеют навыком чтения, читки заменяются многократным прослушиванием текста.
На следующем этапе, после знакомства с произведением, проводится беседа о прочитанном, выяснение отношения к прочитанному, к героям, какие чувства вызвало произведение. Ведь основным материалом для занятий театрализованной деятельностью является художественное слово, которое нуждается в объяснениях на доступном для понимания детей уровне. Необходимо учесть, что слово взрослого в работе с детьми, должно быть содержательным, понятным и выразительным. Успешность реализации театрализованных игровых ситуаций достигается при помощи языковых приёмов через беседу, рассказ.
Беседа применяется для мотивации ребят, включения в тему деятельности. Прежде всего, это используется при обсуждении сюжета рассматриваемого произведения. Вне зависимости от возраста участников на занятиях обязательно следует обсуждать эмоции, которые испытывают персонажи и читатели, слушатели.
Слайд 10 Беседа может строиться от лица персонажа
Рассказ- не менее важный компонент, используемый в основном на начальных этапах проработки темы. Так, например, знакомство с любым видом театра на первом-втором занятии уместно начинать с рассказа об этом виде искусства в сопровождении картинок-иллюстраций или мультимедийной презентации. В монологе-пояснении нуждается и представление разных видов театра и кукол.
Рекомендации: Занимательные факты о театре могут сделать рассказ отличным мотивационным приёмом, который точно заинтересует детей. Лучше показать куклу Петрушки, и рассказывать о том, что появился он благодаря бродячим артистам — скоморохам.
Слайд 11
2 Этап осмысления прочитанного сюжета происходит через:
• рисунки;
• аппликации;
• поделки.
При этом используются они в рамках имеющихся навыков: рисунка, как правило, в виде раскрашивания картинок, аппликации из крупных деталей, заготовленных заранее (к примеру, наклеить персонажей сказки «Теремок» по порядку того, как они появлялись или определенный сюжет из сказки).
Следующий 4 этап в реализации театрализованных игровых ситуациях – это рифмованные строки. Они обладают свойством привлекать внимание ребенка. Кроме того, они помогают ввести детей в тему занятия. В отгадывание загадок дети обычно включаются с большим интересом и азартом
Рекомендации: Загадки для работы с детьми младшего дошкольного возраста лучше подбирать с ответами по рифме, чтобы у детей был ещё один ориентир для ответа — рифма
В работе с детьми все это обыгрывается в театрализованных игровых ситуациях. Так, по мере знакомства с персонажами литературных образов детям можно предлагать загадки, которые, ко всему прочему, позволяют выяснить уровень владения детьми материалом.
• Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он весёлая игрушка,
И зовут его… (Петрушка).
• Фруктово-огородная страна —
В одной из сказок есть она,
А в ней герой — мальчонка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино).
• У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт свой длинный…
Кто же это? (Буратино).
Относительно стихотворений, то лучшего способа отработать выразительность речи, имеющую непосредственное отношение к успеху на театральном поприще, нет. Обычно проводятся занятие, на котором дети читают стихотворения, объединённые одной общей темой.
Слайд 12
На 5 этапе важным условием доступного объяснения является сочетание с показом наглядного материала. Зрительный канал восприятия у ребенка является ключевым для восприятия информации. Наглядность играет большую роль в обучении детей дошкольного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы зрительных чувств, средства наглядности способствуют более прочному усвоению знаний.
Многие ученые и педагоги рассматривали роль использования наглядных средств с дошкольниками, формирование у них образных представлений.
К. Д. Ушинский отмечал, что слова, не подкрепленные наглядностью, запоминаются детьми намного хуже, чем слова, зрительно связанные с картинками. Я. А. Коменский считал наглядность золотым правилом обучения. И. Г. Песталоцци возражал против неосмысленного запоминания сведений, и строил свою систему обучения на основе широкого применения наглядных методов и т. д.
Безусловно, без самого доступного вида наглядности не обойтись. Иллюстрации должны сопровождать творческий процесс на всех его этапах.
6 этап демонстрации.
Без демонстрационного этапа детям младшего дошкольного возраста сложно будет понять, что именно они должны передать. В младшем дошкольном возрасте у детей ещё слишком мало опыта, чтобы придавать своим персонажам индивидуальные черты. И чтобы дети могли его накопить, сначала необходимо показать, как действует тот или иной персонаж.
Этап просмотра представления кукольного театра важен для понимания и осознания как ведет себя тот или иной персонаж, с помощью чего можно передать настроение, характер. Представления кукольного театра — один из самых зрелищных видов театрализованных игр-наблюдений для детей 4-5 лет. С помощью представлений, где действующими лицами являются куклы, дети знакомятся с разными сюжетами, осознают, что добиться нужных эмоций можно путём произношения фраз с разной интонацией. Для юных театралов, такая практика очень полезна.
К тому же демонстрация является мотивацией, побуждающей детей к повторению манипуляций с куклами или имитации движений.
В театрализации игровых ситуаций важно направлять детей в работе над образом, а демонстрация помогает сделать это наиболее эффективно
7 этап отработка актёрского мастерства
Для успешной реализации театрализованных игровых ситуаций большая роль отводится отработки актёрского мастерства, сюда входят:
- упражнения на социально-эмоциональное развитие
Суть заданий в том, чтобы научиться соотносить звуки с ситуацией, персонажем, эмоциями. Испытание такое: один из участников становится спиной к детям, а все остальные, представив, что он потерялся в лесу, по очереди с разными эмоциями зовут его: «Ауу… Вова!». Стоящий спиной ребёнок должен догадаться по голосу, кто его зовёт. Или «Покажи эмоцию»
- отработка скороговорок
Это приём используем для отработки дикции, чё ткости произношения:
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку
• Шесть мышат в камышах шуршат.
• Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.
К четырё м в звукоряд добавляются: с, з, ц, ш, ж, ч, щ. В пять лет добавляются: с, л, р.
Слайд 13 Постановка этюда
- постановка этюда
Этюды — это упражнения, направленные на формирование выразительности исполнительского или актерского мастерства ребёнка. Выполнение таких заданий обычно начинаем, когда у детей уже есть элементарные представления о сути театрального действа. Для детей 4–5 лет задание связано с активизацией исполнительского мастерства и формированием навыков. Например, «Театр эмоций» : детям раздаются карточки с эмоциями, и они изображают попавшуюся им эмоцию, «Произнеси по-разному» дети учатся владеть интонацией, голосом.
8 этап - распределение ролей. После проведенной работы наступает самый ответственный момент этап распределения ролей среди детей с учетом их желаний и возможностей, иными словами, осуществляется индивидуальный подход. Это очень важный аспект в работе с детьми, для успешной реализации целей и задач любого вида деятельности, в том числе и театрализованной в детском саду. Однако на этом пути немало преград: творческие виды деятельности во многом зависят от темперамента ребенка и степени его стеснительности. Дети не так подвержены волнениям и переживаниям по поводу публичных выступлений. Зато склад характера играет определяющую роль. Важно найти способ включить всех детей в общее дело. Так, стеснительному ребенку очень непросто преодолеть себя и выйти на публику в инсценировке. Но отвечать за реквизит для 1–2 актёров он может безукоризненно. Чтобы гипперактивные дети не подавляли неуёмной энергией своих соратников по сцене, стоит репетировать с ними отдельно, если речь идёт о драматизации. Как показывает практика, индивидуализация опирается на:
• распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации);
• удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат);
• обеспечением заданиями по интересам (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, например, задание отобрать из коробки с картонными фигурками те, что будут задействованы в спектакле на фланелеграфе, а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника, к примеру, посвящённому Международному женскому дню).
Слайд 14 Театрализация игровых ситуаций даёт возможность малышам
попробовать себя в разных ролях
9 этап. Самый творческий этап- постановка сказки или инсценировка. Это завершающий этап и является конечным продуктом в театрализованной деятельности. Обычно разыгрывание сюжета детьми происходит в качестве своеобразного итогового занятия по завершении изучения темы или блока тем. Например, после того как ребята познакомятся с 3–4 народными сказками, одну из них готовят к постановке.
Слайд 15 Постановка сказки или инсценировка
Рекомендации: Учитывая возраст участников, для инсценировок следует выбирать сюжеты с большим количеством персонажей или же обыгрывать все сценические элементы: деревья, цветы и пр.
В рамках театрализованной деятельности на занятиях в ДОУ инсценировки рекомендуется проводить, начиная со средней группы (редко - второй младшей). Но для побуждения заинтересованности нужно вовлекать даже трёхлеток занимать в сборных представлениях, к примеру, в качестве актёров второго плана в постановках со старшими детьми.
Слайд 16 Список литературы
Театрализация игровых ситуаций открывают широкие возможности для организации и работы в детском саду. Театрализация в младших группах, кроме помощи в решении вопросов социализации, является незаменимым видом активности, способствующим физическому, интеллектуальному и духовному развитию детей. Именно поэтому разные виды театрализованной деятельности не только практикуются в рамках самостоятельных занятий, но и вписываются в разработки занятий других образовательных направлений.
Это особая форма взаимодействия взрослых и детей, позволяющая открыть в маленьких лицедеях природные способности, таланты, содействовать гармоничному и всестороннему развитию личности, расширять кругозор. Таким образом, перед педагогом стоит важная задача организовать и направить творческий потенциал малышей в правильное русло. В процессе такой работы реализуются задачи образовательного процесса в ДОУ.
Слайд 17 Спасибо за внимание