Лучший педагог года

«Этапы планирования и реализации театрализованных игровых ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста»

Татьяна Губанова
«Этапы планирования и реализации театрализованных игровых ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

(слайд 2)

Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал:

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

Организация совместной театрализованной деятельности взрослых и детей помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия; развитию ассоциативного мышления, целеустремленности; проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Публикация «„Этапы планирования и реализации театрализованных игровых ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

У ребенка развиваются умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Театрализованная игра помогает реализовать потребности ребё нка-дошкольника в положительных эмоциях, любви, признании, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно, общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою. Вместе с тем ролевые игры – это стимуляция творческой активности, инициативности и самостоятельности ребёнка как средство снятия тревожных состояний. Театрализованная игра позволяет ребёнку самовыражаться, осваивать важные социальные навыки, способствует формированию у него норм поведения, что ведёт к правильному осознанию им своего положения в обществе в дальнейшем.

Актуальность данной темы определяется необходимостью воспитания творчески мыслящей личности, способной находить нестандартные решения жизненно важных задач.

Знакомство ребёнка с окружающим миром посредством образов, звуков, красок считается самым продуктивным, позволяющим адаптироваться в социальной среде, при этом ведущим видом деятельности у дошкольников является игра.

Воплощение художественного содержания в игровой форме — это и есть суть театрализованных игровых ситуаций (или театрализованной игры).

(слайд 3)

Цель дошкольного образования — создание условий для гармоничного развития ребёнка, формирование познавательного интереса к элементам театральной деятельности, творческого мировосприятия жизни, совершенствование художественной зоркости, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений и артистических навыков детей

(слайд 4)

Реализовать это помогает решение следующих задач:

• расширение багажа знаний и приобщение к искусству (малыши знакомятся с лучшими образцами мировой литературы, музыки, хореографии);

• развитие речи через воспитание привычки к выразительному публичному слову;

• формирование эмоциональности (дети учатся выражать свои чувства, сопереживать, проявлять отзывчивость);

• развитие артистичности (способствовать раскрытию природных талантов);

• воспитание толерантного отношения к людям;

• сплочение детского коллектива.

В средней группе этот процесс тесно связан с социализацией воспитанников. И решить задачу сплочения детского коллектива помогает в том числе планирование и реализация театрализованных игровых ситуаций.

(слайд 5)

Работа по театрализации игровых ситуаций в ДОУ направлена на

• приобщение к чтению (индивидуальному, групповому) и анализу прочитанного (выделение положительных, отрицательных качеств персонажей, оценка поступков и пр.);

• знакомство с различными видами театра (на столе, верховой театр, наручный, напольный, живых кукол);

• практика выразительности исполнительских умений (через перевоплощение в образ героя с помощью мимики, жестов, интонации);

• совершенствование пластики движений;

• активизация словаря маленьких актёров, совершенствование звуковой культуры речи, диалоговой формы общения;

• развитие интереса малышей к театрально-игровой деятельности (за счёт знакомства с лучшими образцами профессиональной актёрской игры);

• воспитание доброжелательности, миролюбия (взаимопомощь ребят в процессе работы приводит к хорошим результатам).

В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно – потребностной сферы, способностей, преодоление эгоцентризма, формирование нравственных норм и правил поведения в сознании ребенка, произвольного поведения, эмоциональное развитие (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова). Сюжетно – ролевая игра, выделяемая исследователями, рассматривается как ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «Зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Среди сюжетно – ролевых игр большинство педагогов и психологов отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть, поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление – истоки творчества. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Слайд 6 Театрализация игровых ситуаций помогает детям развить творческие способности

Дети данного возраста любят заниматься, но произвольное внимание и память у них несовершенны. Ребенок с трудом сосредоточивается на том, что ему не интересно, что его не удивило, не принесло радости. Поэтому, планируя занятие с детьми, необходимо тщательно продумывать, чему учить и как это лучше делать. Дети склонны к подражанию (и воспитателю, и сверстникам, героям знакомых сказок, животным и т. д.). Театрализованная игра как нельзя лучше подходит для того, чтобы разносторонне развивать личность ребенка. В такой игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, речевое развитие. Не секрет, что дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами: картинками, игрушками.

Театрализованная игра близка к сюжетной игре. Сюжетно-ролевая и театрализованные игры имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. Творчество проявляется в том, что ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заменитель в игре. Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а в театрализованной берут сюжеты из литературных произведений.

Слайд 7 Через театрализацию игровых ситуаций дети расширяют свои представления об окружающей среде

Детская театрализация является в своем роде видом и досуговой и образовательной деятельности, и потому может повысить уровень аспектов образовательной деятельности в области художественное творчество, удержать внимание детей среднего возраста на более долгое время, а также принести им удовольствие, сделать процесс обучения увлекательным.

Театрализованные игры основаны на литературных и фольклорных произведениях. Это рубежный вид деятельности, связанный с литературным и художественным творчеством, в которой происходит перенос акцента с процесса игры на её результат через этапы : восприятие, исполнение и творчество. Театрализованные игры так или иначе связаны с разыгрыванием сказок, как способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок «примеряет» на себя образ героя, тем самым решая свои переживания через поведение героя сказок, формируется стойкость в будущей жизни.

Театрализованная игра является эффективным средством социализации ребенка в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Слайд 8 Виды театра

Существует много видов театрализации в детском саду. Каждый из видов имеет несколько разновидностей. Знакомство детей среднего возраста с разными видами театров помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Рассказывая и показывая детям сказки, изменяя голос и интонацию в соответствии с героем, можно отметить, что они, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки.

В младшем дошкольном возрасте детей знакомят с :

• драматизацией;

театром на руке (пальчиковыми куклами из бумаги, ткани, пряжи или перчаточными «актёрами»);

• стендовым театром (фланелеграфе и теневой театр);

• настольным (бумажным, картонными и из природных материалов, например, шишек и желудей, с которыми ребёнок играет, используя их в качестве машины, персонажа);

• верховым театром (куклы бибабо, которые, в отличие от перчаточных, работают из-за ширмы);

театром живых кукол (масочные представления — сюжет ставится с детьми, которые надели маски).

Слайд 9 Знакомство с куклами разных видов театра организуется так, чтобы дети могли не только увидеть, но и пощупать, примерить новые игрушки

В одном занятии может комбинироваться несколько видов театрализованной деятельности.

Поскольку с младшими дошкольниками практикуются ещё не все виды занятий, то непосредственно театрализованные игровые ситуаций лучше осуществлять через:

• элементы непрерывной образовательной деятельности с театрализацией для решения определённых задач освоения материала;

• самостоятельную деятельность (сюжетно-ролевыми играми «Дочки-матери», «Водители»);

• развлечения (досуговые мероприятия, утренники)

Планирование и реализация театрализованных игровых ситуаций проходит в несколько этапов :

На 1 этапе происходит знакомство и приобщение ребят к чтению. На занятиях, как и в любом «взрослом» театре, практикуются читки, то есть знакомство с произведением, обсуждение действий героев по ходу развития сюжета. Для детей, которые ещё не владеют навыком чтения, читки заменяются многократным прослушиванием текста.

На следующем этапе, после знакомства с произведением, проводится беседа о прочитанном, выяснение отношения к прочитанному, к героям, какие чувства вызвало произведение. Ведь основным материалом для занятий театрализованной деятельностью является художественное слово, которое нуждается в объяснениях на доступном для понимания детей уровне. Необходимо учесть, что слово взрослого в работе с детьми, должно быть содержательным, понятным и выразительным. Успешность реализации театрализованных игровых ситуаций достигается при помощи языковых приёмов через беседу, рассказ.

Беседа применяется для мотивации ребят, включения в тему деятельности. Прежде всего, это используется при обсуждении сюжета рассматриваемого произведения. Вне зависимости от возраста участников на занятиях обязательно следует обсуждать эмоции, которые испытывают персонажи и читатели, слушатели.

Слайд 10 Беседа может строиться от лица персонажа

Рассказ- не менее важный компонент, используемый в основном на начальных этапах проработки темы. Так, например, знакомство с любым видом театра на первом-втором занятии уместно начинать с рассказа об этом виде искусства в сопровождении картинок-иллюстраций или мультимедийной презентации. В монологе-пояснении нуждается и представление разных видов театра и кукол.

Рекомендации: Занимательные факты о театре могут сделать рассказ отличным мотивационным приёмом, который точно заинтересует детей. Лучше показать куклу Петрушки, и рассказывать о том, что появился он благодаря бродячим артистам — скоморохам.

Слайд 11

2 Этап осмысления прочитанного сюжета происходит через:

• рисунки;

• аппликации;

• поделки.

При этом используются они в рамках имеющихся навыков: рисунка, как правило, в виде раскрашивания картинок, аппликации из крупных деталей, заготовленных заранее (к примеру, наклеить персонажей сказки «Теремок» по порядку того, как они появлялись или определенный сюжет из сказки).

Следующий 4 этап в реализации театрализованных игровых ситуациях – это рифмованные строки. Они обладают свойством привлекать внимание ребенка. Кроме того, они помогают ввести детей в тему занятия. В отгадывание загадок дети обычно включаются с большим интересом и азартом

Рекомендации: Загадки для работы с детьми младшего дошкольного возраста лучше подбирать с ответами по рифме, чтобы у детей был ещё один ориентир для ответа — рифма

В работе с детьми все это обыгрывается в театрализованных игровых ситуациях. Так, по мере знакомства с персонажами литературных образов детям можно предлагать загадки, которые, ко всему прочему, позволяют выяснить уровень владения детьми материалом.

• Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он весёлая игрушка,

И зовут его… (Петрушка).

• Фруктово-огородная страна —

В одной из сказок есть она,

А в ней герой — мальчонка овощной,

Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино).

• У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос суёт свой длинный…

Кто же это? (Буратино).

Относительно стихотворений, то лучшего способа отработать выразительность речи, имеющую непосредственное отношение к успеху на театральном поприще, нет. Обычно проводятся занятие, на котором дети читают стихотворения, объединённые одной общей темой.

Слайд 12

На 5 этапе важным условием доступного объяснения является сочетание с показом наглядного материала. Зрительный канал восприятия у ребенка является ключевым для восприятия информации. Наглядность играет большую роль в обучении детей дошкольного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы зрительных чувств, средства наглядности способствуют более прочному усвоению знаний.

Многие ученые и педагоги рассматривали роль использования наглядных средств с дошкольниками, формирование у них образных представлений.

К. Д. Ушинский отмечал, что слова, не подкрепленные наглядностью, запоминаются детьми намного хуже, чем слова, зрительно связанные с картинками. Я. А. Коменский считал наглядность золотым правилом обучения. И. Г. Песталоцци возражал против неосмысленного запоминания сведений, и строил свою систему обучения на основе широкого применения наглядных методов и т. д.

Безусловно, без самого доступного вида наглядности не обойтись. Иллюстрации должны сопровождать творческий процесс на всех его этапах.

6 этап демонстрации.

Без демонстрационного этапа детям младшего дошкольного возраста сложно будет понять, что именно они должны передать. В младшем дошкольном возрасте у детей ещё слишком мало опыта, чтобы придавать своим персонажам индивидуальные черты. И чтобы дети могли его накопить, сначала необходимо показать, как действует тот или иной персонаж.

Этап просмотра представления кукольного театра важен для понимания и осознания как ведет себя тот или иной персонаж, с помощью чего можно передать настроение, характер. Представления кукольного театра — один из самых зрелищных видов театрализованных игр-наблюдений для детей 4-5 лет. С помощью представлений, где действующими лицами являются куклы, дети знакомятся с разными сюжетами, осознают, что добиться нужных эмоций можно путём произношения фраз с разной интонацией. Для юных театралов, такая практика очень полезна.

К тому же демонстрация является мотивацией, побуждающей детей к повторению манипуляций с куклами или имитации движений.

В театрализации игровых ситуаций важно направлять детей в работе над образом, а демонстрация помогает сделать это наиболее эффективно

7 этап отработка актёрского мастерства

Для успешной реализации театрализованных игровых ситуаций большая роль отводится отработки актёрского мастерства, сюда входят:

- упражнения на социально-эмоциональное развитие

Суть заданий в том, чтобы научиться соотносить звуки с ситуацией, персонажем, эмоциями. Испытание такое: один из участников становится спиной к детям, а все остальные, представив, что он потерялся в лесу, по очереди с разными эмоциями зовут его: «Ауу… Вова!». Стоящий спиной ребёнок должен догадаться по голосу, кто его зовёт. Или «Покажи эмоцию»

- отработка скороговорок

Это приём используем для отработки дикции, чё ткости произношения:

• Шла Саша по шоссе и сосала сушку

• Шесть мышат в камышах шуршат.

• Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

К четырё м в звукоряд добавляются: с, з, ц, ш, ж, ч, щ. В пять лет добавляются: с, л, р.

Слайд 13 Постановка этюда

- постановка этюда

Этюды — это упражнения, направленные на формирование выразительности исполнительского или актерского мастерства ребёнка. Выполнение таких заданий обычно начинаем, когда у детей уже есть элементарные представления о сути театрального действа. Для детей 4–5 лет задание связано с активизацией исполнительского мастерства и формированием навыков. Например, «Театр эмоций» : детям раздаются карточки с эмоциями, и они изображают попавшуюся им эмоцию, «Произнеси по-разному» дети учатся владеть интонацией, голосом.

8 этап - распределение ролей. После проведенной работы наступает самый ответственный момент этап распределения ролей среди детей с учетом их желаний и возможностей, иными словами, осуществляется индивидуальный подход. Это очень важный аспект в работе с детьми, для успешной реализации целей и задач любого вида деятельности, в том числе и театрализованной в детском саду. Однако на этом пути немало преград: творческие виды деятельности во многом зависят от темперамента ребенка и степени его стеснительности. Дети не так подвержены волнениям и переживаниям по поводу публичных выступлений. Зато склад характера играет определяющую роль. Важно найти способ включить всех детей в общее дело. Так, стеснительному ребенку очень непросто преодолеть себя и выйти на публику в инсценировке. Но отвечать за реквизит для 1–2 актёров он может безукоризненно. Чтобы гипперактивные дети не подавляли неуёмной энергией своих соратников по сцене, стоит репетировать с ними отдельно, если речь идёт о драматизации. Как показывает практика, индивидуализация опирается на:

• распределение ролей (непосредственно актёры и те, кто помогает в организации);

• удачное объединение состава исполнителей (по принципу объединения в пары, мини-группы ребят, которые хорошо играют вместе, дружат);

• обеспечением заданиями по интересам (для кого-то из детей это помощь в приготовлении атрибутов для постановки, например, задание отобрать из коробки с картонными фигурками те, что будут задействованы в спектакле на фланелеграфе, а для кого-то — заучивание рифмовки или танца для утренника, к примеру, посвящённому Международному женскому дню).

Слайд 14 Театрализация игровых ситуаций даёт возможность малышам

попробовать себя в разных ролях

9 этап. Самый творческий этап- постановка сказки или инсценировка. Это завершающий этап и является конечным продуктом в театрализованной деятельности. Обычно разыгрывание сюжета детьми происходит в качестве своеобразного итогового занятия по завершении изучения темы или блока тем. Например, после того как ребята познакомятся с 3–4 народными сказками, одну из них готовят к постановке.

Слайд 15 Постановка сказки или инсценировка

Рекомендации: Учитывая возраст участников, для инсценировок следует выбирать сюжеты с большим количеством персонажей или же обыгрывать все сценические элементы: деревья, цветы и пр.

В рамках театрализованной деятельности на занятиях в ДОУ инсценировки рекомендуется проводить, начиная со средней группы (редко - второй младшей). Но для побуждения заинтересованности нужно вовлекать даже трёхлеток занимать в сборных представлениях, к примеру, в качестве актёров второго плана в постановках со старшими детьми.

Слайд 16 Список литературы

Театрализация игровых ситуаций открывают широкие возможности для организации и работы в детском саду. Театрализация в младших группах, кроме помощи в решении вопросов социализации, является незаменимым видом активности, способствующим физическому, интеллектуальному и духовному развитию детей. Именно поэтому разные виды театрализованной деятельности не только практикуются в рамках самостоятельных занятий, но и вписываются в разработки занятий других образовательных направлений.

Это особая форма взаимодействия взрослых и детей, позволяющая открыть в маленьких лицедеях природные способности, таланты, содействовать гармоничному и всестороннему развитию личности, расширять кругозор. Таким образом, перед педагогом стоит важная задача организовать и направить творческий потенциал малышей в правильное русло. В процессе такой работы реализуются задачи образовательного процесса в ДОУ.

Слайд 17 Спасибо за внимание

Публикации по теме:

Сборник игр и игровых упражнений для детей младшего дошкольного возраста группы риска Сборник игр и игровых упражнений для развития пальцевой моторики для детей младшего дошкольного возраста группы риска..

Сборник театрализованных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста 1. Использование игр имитаций во время приема детей. Дети приходят в сад с самыми разными настроениями и с самыми разными впечатлениями.

Формирование доброжелательности у детей младшего дошкольного возраста в игровых ситуациях В дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к.

Использование игровых ситуаций при формировании у детей раннего возраста культурно гигиенических навыков Использование игровых ситуаций при формировании у детей раннего возраста культурно гигиенических навыков Воспитатель МАДОУ № 12 Тунегова.

Конспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста по реализации познавательного направления на тему «Насекомые» Галина СмирноваКонспект НОД с детьми младшего дошкольного возраста по реализации познавательного направления на тему НАСЕКОМЫЕЦель: закрепление.

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Зима в лесу» с использованием игровых технологий Цель: Расширять знания детей о жизни зверей в лесу зимой. Задачи: Образовательные: • Формировать у детей представления о зиме; • Формировать.

Консультация для родителей «Решение проблемных ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста» В младшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному – познанию окружающего мира и себя в нем. Современный мир – мир.

Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Общеизвестный факт, что одним из важных приобретений ребенка.

Профилактика нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста посредством использования игровых пособий Осадчева К. П. Воспитатель МДОУ «Детский сад №17 с. Пушкарное» Актуальность проблемы развития речи детей связана с тем, что в последние годы.

Решение проблемных ситуаций с детьми дошкольного возраста Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет непреходящее значение, так как развитие идет очень бурно и стремительно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Этапы планирования и реализации театрализованных игровых ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 марта 2019 в 09:02
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Этапы планирования и реализации театрализованных игровых ситуаций с детьми младшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Губанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД