Елена Касьянова
Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушением интеллекта – одно из приоритетных направлений деятельности специалистов в области коррекционной педагогики в практике работы с детьми младшего дошкольного возраста.
В данном направлении сосредоточено основное содержание работы по коррекции когнитивной сферы ребенка. Сенсорное воспитание служит основой для развития у детей поисковых способов ориентировки. Сенсорное воспитание является, с одной стороны, основой для формирования у ребенка всех психических процессов – внимания, памяти, сферы образов-представлений, мышления, речи и воображения; с другой – оно выступает фундаментальной предпосылкой для становления всех видов детской деятельности – предметной, игровой, продуктивной, трудовой
Публикация «Формирование сенсорных эталонов у младших дошкольников с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Сенсорные эталоны – это сложившиеся представления об основных свойствах предметного мира (цвет, форма, величина предметов, высота звуков). Если у детей с нормальным развитием сенсорные эталоны формируются с учетом возрастных особенностей и развиваются в течение всего дошкольного периода, то у дошкольников с нарушением интеллекта сенсорное развитие значительно отстает по срокам формирования.
Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов – это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребёнка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов соответствует свойство данного предмета. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.
Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы окружающего мира, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности (рисования, конструирование и др., полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.
У детей с нарушениями интеллекта система сенсорных эталонов нарушена и затруднена, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью. Дошкольники с нарушением интеллекта еще недостаточно владеют способами обследование предметов, они действуют либо хаотично, не учитывая свойства предметов, либо – ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации.
Работа по сенсорному воспитанию особо значима для развития умственно отсталого ребенка в течение первых трех лет его пребывания в специальном дошкольном учреждении. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.