Елена Малышева
Использование технологии песочной терапии для развития сенсомоторики у детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: учитель-логопед, дефектолог муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 452 «Родничок» города Нижнего Новгорода
Трудности в образовании и социальной адаптации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью часто обусловлены несформированностью сенсомоторных процессов.
О взаимосвязи сенсорного и моторного развития говорили еще Ж. Ж. Руссо, Д. Беркли, которые утверждали, что «зрительные ощущения могут дать достоверные знания о реальности только в том случае, когда они сочетаются с двигательными и осязательными ощущениями».
Публикация «Использование технологии песочной терапии для развития сенсомоторики у детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Наш опыт работы доказывает, что одним из важных стимулов для сенсомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью является песочная терапия.
Работа по сенсомоторному развитию детей средствами песка проводилась в группе кратковременного пребывания компенсирующей направленности (далее ГКП) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 452 «Родничок».
ГКП посещают дети-инвалиды с комплексными нарушениями развития. Основными диагнозами являются детский церебральный паралич, гидроцефалия, нарушения аутистического спектра, интеллектуальная недостаточность и другие.
Занятия и игры проводятся в специально отведенном пространстве игровой комнаты, которое называется «центром песка и воды». Предметы, составляющие этот центр, должны повышать мотивацию к играм с песком, двигательную активность детей. Поэтому они эстетичны, привлекательны, безопасны, удобны для детей, учитывают их особенности и возможности.
Нами разработаны и апробированы игры с песком по следующим направлениям:
• формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и назначением пальцев;
• формирование способов обследования предметов, представлений о сенсорных эталонах формы;
• формирование представлений о величине предметов;
• формирование представлений о цвете предметов;
• выделение признаков предметов путем осязания;
• формирование умения дифференцировать различные признаки и свойства предметов
Примеры игр с песком по направлению формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и назначением пальцев:
«Здравствуй, песок!»
Цель: развивать зрительно-моторную координацию, учить способам обследования материала (сжать песок в руке, высыпать из кулачка, перетирать песок между ладоней, знакомить со свойствами песка, снижение психофизического напряжения. Развивать речь.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка:
дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно, послеживает взглядом;
• легко/с напряжением сжимать кулачки с песком, затем медленно высыпать его в песочницу, прослеживая взглядом за песочной струей;
• дотронуться до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной, смотреть, какой остался след;
• перетиреть песок между пальцами, ладонями.
Ребенок может описать свои ощущения: «тепло – холодно», «приятно – неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
«Необыкновенные следы»
Цель: развивать тактильную чувствительность, зрительно-моторную координацию, воображение, снижать психофизическое напряжение. Развивать речь.
Оборудование: Песочница
Ход игры:
«Идут медвежата» – кулачками и ладонями с силой надавливать на песок.
«Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» – расслабленными/напряженными пальцами рук делать поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» – двигать всеми пальцами, имитировать движения насекомых (можно полностью погрузить руки в песок, встретиться под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»).
«Придумай сам» – оставить на песке самые разнообразные следы, придумать название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное может нарисовать педагог и сделать его жителем песочной страны).
Примеры игр с песком по направлению формирование способов обследования предметов, представлений о сенсорных эталонах формы :
Упражнение «Узоры на песке»
Задачи: Развивать умение подражать движениям взрослого, закреплять представления о геометрических фигурах, развивать зрительно-моторную координацию, развивать фантазию, речь.
Оборудование: песочница, кисточка, камешки, желуди, пуговицы и т. д.,
Ход:
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые/ сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики и лесенки). Ребёнок должен нарисовать такой же узор внизу на песке.
Те же узоры на песке изготавливаются путём выкладывания в заданной последовательности предметов разной формы (камешков, желудей, пуговиц и т. д.).
«Угадай-ка»
Цель: развивать зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику, представлений о цвете, форме, величине. Развивать речь.
Оборудование: Песочница, набор формочек.
Ход игры:
Ребенок отворачивается, взрослый оставляет с помощью формочек отпечатки на песке, затем ребенок поворачивается, рассматривает отпечаток, говорит, на что он похож, затем выбирает формочку, которую использовал взрослый для отпечатка. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания – игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Примеры игр с песком по направлению формирование представлений о величине предметов:
«Строим заборчики»
Цель: Формировать знания о высоте предмета - высокий, низкий, учить сравнивать предметы по величине, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, речь.
Оборудование: Песочница, длинные и короткие деревянные колышки, молоточек, миниатюрные фигурки.
Ход игры:
На столе вперемешку лежат колышки разной величины. Взрослый просит ребенка выбрать из них длинные и построить заборчик высокий. Потом из низких колышек, построить низкий заборчик. Можно предложить ребенку за низкий заборчик посадить котенка, а за высокий собачку.
«Наполним песком большой и маленький кувшин»
Цель: закреплять представления о величине («большой» – «маленький», умения сравнивать предметы по величине, развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики и координации движений, аккуратности. Развивать речь.
Оборудование: Песочница, совок, два кувшина (большой и маленький).
Ход игры:
Перед ребенком два кувшина, разных по величине: большой и маленький. Взрослый, предварительно уточняет их размер, предлагает ребенку по очереди наполнить их сухим песком. При этом ребенок одной рукой удерживает кувшин, а другой наполняет его. После того как кувшины будут наполнены, взрослый и ребенок обсуждают, где песка больше и почему.
Вариант: Данную игру можно усложнить, используя в процессе наполнения емкостей песком дополнительные предметы орудия: ложка, совок, небольшая миска и т. п. Вместо кувшинов можно использовать пластмассовые бутылки с узким горлышком.
В этой игре вместо песка может быть использована манная крупа.
Примеры игр с песком по направлению формирование представлений о цвете предметов:
«Цветные заборчики»
Цель: Формировать представления о цвете, учить сравнивать предметы по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию. Развивать речь.
Оборудование: Песочница, счетные палочки разных цветов.
Ход игры:
На столе вперемешку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить на песке заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета.
Вариант: Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.
«Красивый платок»
Цель: закреплять представления об основных цветах, учить находить нужный цвет среди других, умение ориентироваться в пространстве (верх, низ, лево, право, по середине, развивать зрительно-моторную координацию, речь, внимательность.
Оборудование: Песочница, формочки, совочки, ведерочки по цветам - красный, желтый, зеленый, синий.
Ход игры:
Педагог просит украсить платочек для бабушки – нарисован квадрат в песочнице и обведен веревочкой. Сначала предлагает взять ведерко и совочек красного цвета, чтобы сделать куличик по краям. Затем формочку красного цвета и сделать отпечаток на платочке наверху и снизу. Аналогичные задания с другими цветами.
Примеры игр с песком по направлению выделение признаков предметов путем осязания:
«Сыпучий песок»
Цель: познакомить со свойством «сыпучий» сухого песка, развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, тактильные ощущения, наблюдательность. Развивать речь.
Оборудование: песочница, лупа.
Ход игры: Педагог предлагает взять горсть сухого песка, и выпустить его – песок сыплется.
Рассмотреть отдельные песчинки под лупой, они имеют разную форму.
Вместе с детьми сделать вывод, что сухой песок сыпучий, сыплется.
«Угадай на ощупь»
Цель: развивать зрительно-моторную и слухо-моторную координацию, закрепить представления детей о свойствах сухого песка, развитие умения определять игрушки осязательным путем, сформировать умение определять количество предметов на основе слухового восприятия. Развивать речь.
Оборудование: песочница, мелкие игрушки, включая игрушки определенной формы (кубики, шарики, конусы, кирпичики, треугольная призма и др.).
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть игрушки, которые лежат на подносе, затем прячет их в песок. Затем на ощупь дети определяют, что за игрушку они нашли в песке, достают ее из песка и проверяют правильность предположения. Во время игры педагог повторяет свойства сухого песка: песок сыплется, в него легко спрятать игрушки и откопать их.
Вариант: Педагог хлопает в ладоши, дети прячут или ищут столько игрушек, сколько хлопков.
Примеры игр с песком по направлению формирование умения дифференцировать различные признаки и свойства предметов:
«Узор в геометрической фигуре».
Цель: учить ориентироваться на плоскости, развивать умение видеть углы и середину фигуры, закреплять названия геометрических фигур, развивать умение анализировать, классифицировать, развивать воображение и фантазию, умение подбирать различный материал, развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторную координацию.
Оборудование: песочница, рамки геом. фигур, камешки, пуговицы, ракушки и т. д.
Ход игры:
Педагог предлагает ребёнку выбирать рамку геометрической фигуры, природный или бросовый материал и составляют узор на песке. При этом повторяем - где у фигуры углы и сколько их, где стороны и сколько их, где середина. Для того чтобы узор получился красивым, нужно считать и выкладывать одинаковое количество предметов, например по сторонам, одинаковые предметы по величине по углам, компоновать по цвету и т. д.