галина ростиславская
Лексическая работа как часть работы по развитию речи учащихся с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
В лексике изучается словарный состав языка. Слово-основная единица языка. Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Для того, чтобы понимать друг друга в обычном разговоре достаточно 4-5 тыс. слов, хотя этого очень мало для выразительной речи. Словарь М. С. Лапатухиной включает около 7 тыс. слов, С. И. Ожегова около 57тыс. слов. Кроме того словарное богатство русского языка создается и тем, что в нем много слов близких по значению, противоположных по значению, устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.
Публикация «Лексическая работа как часть работы по развитию речи учащихся с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Слова отличаются друг от друга своим звуковым составом и значением. Каждое из слов имеет свое звучание и индивидуальное лексическое значение.
Слова называют предметы, людей, животных, птиц, явления природы, различные действия, различные признаки и др. Окружающий нас мир вещей, природные явления, качества и действия представляют собой сложную систему, хотя на первый взгляд кажутся изолированными друг от друга. Легче всего заметить системные связи слов, называющих близкие понятия. Например, одни слова называют породы деревьев, другие - птиц, третьи-мебель и т. д. Такие группы слов называют тематическими. Тематические группы очень разнообразны, они охватывают не только предметы, но и признаки. Например, зеленый, белый, желтый и проч. (определяют цвет,маленький, большой и проч. (определяют размер,быстрый, медленный и проч. (определяют отношение ко времени, далекий, близкий, приближенный, недосягаемый и проч. (отношение к пространству). Много тематических групп связано с действием. Например, говорить, произносить, бормотать, шептать и проч. Слова могут объединяться и по принципу родственных связей. Например, дом, домашний, домовой и проч. на основании единого корня. И даже четкое распределение слов по частям речи-это тоже системные связи, ведь в каждой части речи представлены слова, имеющие очень важные общие признаки. Для существительных -это значение предметности. Для глаголов-указание на действие или состояние. Для прилагательных - на признак.
Как видим, лексика представляет собой сложную систему, где есть большая вероятность допустить речевую ошибку: неправильно выбрать лексический эквивалент,т. е. неточно выбрать слово, неточно соединить одно слово с другим в словосочетании. Вот примеры семантической несочетаемости:
преклонить голову вместо склонить голов
склонить колени вместо преклонить колени
беседа прочитана вместо беседа проведена
лекция проведена вместо лекция прочитана
улучшить уровень вместо повысить уровень
или холодный кипяток, противопоставлена прививка, посмотрел более веселее и т. д.
Имея ввиду вероятность таких ошибок, необходимо обращать внимание на словоупотребление и тщательно анализировать каждое слово
Лексическая работа с учащимися вспомогательной школы имеет свои особенности. Для того, чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Но сталкиваясь с таким ребенком мы встречаем минимальный запас слов, где зачастую слова используются не по назначению, речь скупа. Кроме этого, в связи с нарушением фонематического слуха, звучание слова, воспринимается им неправильно. Поэтому важно не только совершенствовать работу по расширению словаря, но и рассматривать слово как грамматическую и синтаксическую единицу.
Знакомя детей со словами обозначающими предмет, действие или признак предмета, я тем самым подготавливаю платформу для работы над предложением. Работу над словом сочетаю с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
Циклически построенная программа дает возможность постепенно усложнять работу над словом. Так, например, если на начальном этапе обучения мы учим детей распознавать слова обозначающие предмет, действие, признак, то в старших классах мы знакомим с понятиями прямого- переносного значения слов, антонимами, синонимами, учим правильно использовать слова в различных конструкциях.
Работа по развитию лексики особого ребенка тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности. Свою работу я планирую в следующих направлениях:
1. обогащение словарного запаса
2. уточнение значения слова.
3. расширение семантики слова.
На начальном этапе важна работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. В дальнейшем такая работа способствует развитию всей операции обобщения.
Упражнения для коррекции мыслительной деятельности:
1. Придумать второе слово в паре к первому
яблоко-
морковь-
шкаф-
жираф-
по образцу: яблоко-фрукты
2. Выбросить лишний предмет, слово.
лук, картофель, репа, груша.
мокрый, влажный, сырой, красивый.
4. Отгадать загадки с использованием обобщающих слов.
Что за птица? Красные лапки, щиплется за пятки.
В работе по обогащению словарного запаса особенно пристальное внимание уделяю предикативному словарю (глаголам и прилагательным) В целях наработки навыка использую игровые упражнения
"Кто как передвигается" Человек ходит. Уж ползает. Карась плавает. Лягушка прыгает.
"Кто как голос подает" Голубь воркует. Корова мычит. Овца блеет. Мышь пищит. Медведь рычит.
"Кто что делает" Учитель учит. Доктор лечит. Ученик учится. Летчик летает.
Работа над уточнением значения слова в коррекционной школе VIIIвида тесно связана с формированием представлений об окружающих предметах и явлениях, а также с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы. На уроках чтения и письма уточняю значение слов, дифференцирую слова близкие по семантике (чистить-подметать,
мыть-стирать,влажный-мокрый, злой-жестокий и др.) Дифференциацию глаголов осуществляю в импрессивной и экспрессивной речи. Для дифференциации в импрессивной речи детей прошу показать на картинке то или иное действие. Например, купает-купается. Предлагаю подобрать картинки в ответ на тот или иной вопрос. Для закрепления в экспрессивной речи предлагаю составить предложения из слов. Например,из слов "летают", "птицы", "самолеты", "снежинки" одни могут составить только "летают птицы", другие могут составить "летят снежинки" Старшеклассники, знакомые с переносным значением слов, могут использовать его в речи.
Овладение прилагательными начинаю со слов обозначающих основные цвета: черный, белый, зеленый, желтый и т. д. Величину предметов - большой, маленький. Высоту-высокий, низкий. Вкусовые качества-горький, сладкий. На более поздних этапах провожу работу над прилагательными образованными от существительных (бумага-бумажный).
Подобная работа тесно связана со словообразованием. Она проводится параллельно с развитием грамматического строя речи. Суффиксально-префиксальный способ образования слов при его тщательном изучении дает возможность правильно, по назначению использовать то или другое слово. Например, если слово образовано при помощи суффиксов -оньк-, -еньк-,
-ец-, -к-, -ик-, -ок-, то окраска слова имеет уменьшительно ласкательный оттенок. Суффиксы -онок-, -ёнок-, -ёныш- используют при образовании названий детенышей. Суффикс -ник- имеет предметное значение. Суффиксы -ущ-, -ющ-, -ищ- используются в словах с увеличительным значением. Если слово образовано с помощью приставок без-, де-, анти-, то у слова появляется значение, которое противоположно значению исходного слова. Так образуются антонимы. Слова со значением приближения, присоединения образуются при помощи приставки при-.
Словообразование существительных и прилагательных происходит с помощью сложения основ. В этом случае получается сложное слово (древнерусский, молокозавод и пр.)
В старших классах обогащение словаря осуществляется и за счет местоимений, числительных, наречий, а также усвоение смысла слова прямого и переносного значения. (Он был горячий человек. Пили горячий кофе. Дул горячий ветер.)
С такими заданиями ребенок справляется, если при объяснении трудных по семантике слов, особенно слов в значении оценки и слов, обозначающих внутренние качества человека, уточнять их значение. Описание предмета впоследствии способствует составлению описания внешности, характера человека, составлению рассказа-описания.
Отгадывание загадок на начальном этапе способствует составлению загадок самостоятельно. Добавление прилагательных в предложение конструкции предмет-действие (Была зима.) впоследствии приводит к умению составлять предложения, включающие в себя наречия, местоимения.
Работа над лексикой является неотрывной частью работы по развитию связной речи ребенка.