Татьяна Гусева
Особенности потребительской социализации детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития экономических отношений в России все больше возрастает интерес ученых различных областей к особенностям социализации детей дошкольного возраста. Усиленное внимание исследователей к социализации детей именно дошкольного возраста объясняется отсутствием исследований, связанных с возрастной социальной психологией детства. Абраменкова В. В. акцентирует внимание на наличие социально-психологических исследований, направленных на изучение детей как отдельных индивидов, а не представителей социальных групп [1]. Комплексные исследования о влиянии социальных групп на социализацию дошкольников на настоящий момент отсутствуют. Социализация детей дошкольного возраста рассматривается только в узком аспекте, например, социометрические исследования или референтные предпочтения детей относительно своей социальной группы. Социальные психологи все чаще заявляют о необходимости создания комплексного подхода к исследованию социальной психологии детства.
Публикация «Особенности потребительской социализации детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Одним из основных аспектов изучения личности в социальной психологии является социализация человека. Несмотря на широкую распространенность, и более чем столетнюю историю существования термин "социализация" не имеет однозначного толкования. Среди исследований зарубежных авторов можно выделить три основных школы, специфично трактующих этот термин. Теоретики научения определяют социализацию как развитие и контролирование определенных "драйв систем" /зависимость, сексуальная агрессия, достижения/ (Дюркгейм Э., Парсонс Т., и др.). Представители психодинамической школы трактуют данное понятие как развитие супер-эго, направление энергии в социально приемлемую активность и обучение сдерживанию базовых желаний и потребностей (МакНейл Э). Интеракционисты делают акцент на взаимодействии между природой ребенка и его окружением.
Социологами термин «социализация» трактуется как "процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям". Согласно словарю Уолмена Б. "социализация - это процесс усвоения человеком идей, методов, верований, ценностей и норм специфической культуры, в которой он живет, и адаптация их как части собственной личности".
Таким образом, анализ источников позволяет утверждать, что с точки зрения американских психологов и социологов социализацией понимается процесс производства некоего стандартного индивида, наделенного определенной системой мотивов, навыков и ролей, отвечающих потребностям группы и общества.
Основное свое влияние на индивида социализация оказывает на своей ранней стадии в возрасте до семи лет. Данный период считается наиболее благоприятным для процесса и результата усвоения норм и правил поведения в обществе.
Важнейший вклад в понимание детства внес психолог Левин К. Достоинство концепции Левина состоит в том, что он рассматривает детство как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Ребенок не живет вне семьи, детского сада, школы и т. д., так и эти социальные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ним индивидов. Важнейшим институтом социализации ребенка в раннем детстве является семья. Первоначальный социальный интерес возникает в общении ребенка с матерью, которая как бы настраивает ребенка на других людей, передает модель поведения и общения с другими людьми.
С точки зрения Скиннера Б., главным "социализирующим" фактором для ребенка является подкрепление или отсутствие такового со стороны родителей, то есть подкрепляется только желаемое поведение ребенка, и таким образом обеспечивается развитие его личности в определенных направлениях. В процессе становления личности то поведение, которое семьей не подкрепляется или наказывается, просто исчезает.
В современном обществе произошли изменения во взглядах на роль семьи в формировании личности ребенка. Центр значимости семьи переместился с нравственно-эмоциональных факторов на экономические факторы (обеспечение благополучия, материальный достаток и пр.). Бояринцева А. В. считает, что дети дошкольного возраста в лоне семьи посредством экономической социализации вырабатывают определенный психологический тип поведения в обществе, таким образом, экономическая социализация является одной из форм формирования личности ребенка-дошкольника [4].
Экономическое поведение человека, реализуемое в разных фазах воспроизводящего цикла, по мнению Верховина, подразделяется на нес колько подтипов: потребительское, производственное, обменное и распределительное [5]. В ракурсе изучения социализации детей дошкольного возраста, на наш взгляд, большее внимание следует уделить именно потребительскому поведению, как наиболее доступной форме социализации детей данного возраста.
Культура потребления закладывается у человека с детства при условии умения и желания родителей объяснять свое поведение в процессе покупки. Авторы указывают на наличие нескольких методов потребительской социализации детей дошкольного возраста в семье [2]. По характеру участия родителей и старших родственников в процессе социа лизации выделяются методы: инструментальный тренинг, моделирование и посредничество. Инструментальный тренинг - это непосредственное инструктирование детей родителями вести себя определенным образом. Моделирование - неосознаваемое воспроизведение человеком поведения другого - модели. Происходит в процессе наблюдения за другими людьми. Посредничество родителей в восприятии детьми рекламы и атрибутов продукта выступает в качестве интерпретации коммуникативных сообщений родителями. Такая интерпретация формирует потребительскую позицию ребенка.
По критерию степени самостоятельности потребительского поведения детей выделяются такие методы социализации, как наблюдение, совместный шоппинг и прямой опыт. Наблюдение - дети наблюдают и имитируют родительское поведение. Совместный шоппинг - метод потребительской социализации в процессе совместных походов за покупками родителей и детей. Во время таких походов родители объясняют детям, почему они покупают или не покупают данный товар и роль рекламы. Прямой опыт - метод обучения детей на их собственном опыте как самостоятельных покупателей.
Для выявления применяемых методов потребительской социализации нами было проведено исследование на базе двух дошкольных образовательных учреждений. В эксперименте приняли участие 29 детей в возрасте от пяти до шести лет и их родители. Экспериментальные данные были получены путем анкетирования родителей, интервьюирования детей, а также ряда проективных методик, также проведенных с детьми.
В ходе эксперимента были получены следующие результаты:
По критерию участия родителей и старших родственников в процессе потребительской социализации инструментальный тренинг как метод применяют 13,3% родителей; моделирование - 100 %; посредничество - 6,6%.
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что в ситуации приобретения товара приоритетным среди методов потребительской социализации является неосознаваемое воспроизведение ребенком по ведения других людей. Наименее популярным, по результатам эксперимента, стал метод посредничества, что лишний раз указывает на нежелание родителей брать на себя активную роль в процессе формирования культуры потребления ребенка.
По критерию степени самостоятельности потребительского поведения в процессе социализации : наблюдение - 100 %; совместный шоппинг - 56,6%; прямой опыт – 56,6%. Интересными, на наш взгляд, показались следующие данные - в процессе совместного шоппинга предпочтение отдано маме (53,3%, как партнеру в процессе приобретения товара, 26,6% - папе; 16,6% - бабушке (дедушке) и 4% - брату (сестре, сверстники и другие взрослые не рассматриваются детьми старшего дошкольного возраста как партнеры по процессу покупки.
Также, мы думаем, заслуживают внимания такие показатели как получение прямого опыта в процессе самостоятельного приобретения товара (56,6%, некоторые родители сделали поправку на то, что позволяют своему ребенку самостоятельно осуществлять покупку только применительно к отдельному ряду товаров (43,3 %).
Таким образом, анализируя полученные в ходе эксперимента данные, можно сделать вывод о том, что процесс потребительской социализации посредством семьи у детей старшего дошкольного возраста осуществляется преимущественно в результате наблюдения за покупательской деятельностью родителей, и только в половине случаев ребенку разрешается получить самостоятельный опыт в приобретении товара. Что еще характерно для поведения родителей в ходе данного вида социализации, это увеличение ситуаций приобщения ребенка к процессу покупки только при достижении им шести лет.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства : развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М., 2000.
2. Алешина И. В. Поведение потребителей : Уч. пос. - М., 1999.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. -М. 2000.
4. Бояринцева В. А. Психологические проблемы экономической социализации //Педагогика. -1994.-№4.-С. 12-18.
5. Верховин В. И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа //Социологические исследования. - 1994. -№10. -С. 120-126.