Наталья Татарских
Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум в МАДОУ № 92 города Ижевска.
«Формирование правил поведения (этикета) у детей дошкольного возраста как способ социализации»
Автор: ст. воспитатель Татарских Н. В.
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах формирования правильного поведения у детей. Систематизировать методы и приемы формирования правил поведения у дошкольников с опорой на возрастные особенности в свете ФГОС ДО.
Домашнее задание для воспитателей:
- Что такое этикет?
Темочки:
- В рамках каких традиций программы Радуга можно формировать правила поведения дошкольника?
- Подборка материала. Игры, беседы, развлечения, стихи, загадки.
- Работа с родителями. Буклеты, стенды.
План семинара.
1. Вступительное слово.
Когда на лице твоем холод и скука.
Когда ты живешь в раздраженье и споре,
Ты даже не знаешь, какая ты мука,
И даже не знаешь, какое ты горе.
Когда ж ты добрее, чем синь в поднебесье,
А в сердце и свет, и любовь, и участье,
Ты даже не знаешь, какая ты песня,
И даже не знаешь, какое ты счастье!
Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.
2. Как вы считаете, является ли вопрос формирования этикета актуальным в наше современное время новых компьютерных технологий?
Ответы воспитателей. Слайд № 2 презентации актуальность.
3. Выступление воспитателей по вопросу «Что такое этикет? Этикет как условие успешности дошкольника». (слайд № 3, 4,5,6.)
4. Работа с документами. ФГОС ДО. Какие целевые ориентиры вы бы перечислили относящиеся к теме? (пункт 4.) после ответа слайд № 7.
5. Групповое задание определить этапы формирования правил поведения.
Воспитателям предлагается сложить в правильном порядке этапы.
Этапы формирования правил поведения.
Формирование умений заданным образцом и речевым указанием взрослого. Установление отношений ребенка со взрослым, где взрослый является носителем нормативов поведения, деятельности и образцом для подражания. (до средней группы)
Применение умений. Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности. (средняя группа и старше)
Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условия и ситуации). На этом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. (старший дошкольный возраст)
Дискуссия
- в какой возрастной группе формируются этапы с учетом возрастных особенностей и накопленного опыта. (Правило научи, а только потом спроси)
- портрет воспитателя как норма поведения для детей и родителей.
6. Традиции программы Радуга как одно из средств формирование правил поведения.
Выступления воспитателей. Шитова С. О. представила свой сценарий традиции «Гости группы» Фея вежливых слов. Где представила занимательный материал по работе с детьми.
Также были представлены картотеки игр по правилам поведения, стихи, загадки.
Сантьяго А. Л. представила на обсуждение презентацию по правилам поведения, для занятий. Слайд № 9.
7 .Детский фольклор и его значение в детском коллективе.
Что это такое? Детские дразнилки и обзывалки – феномен детского фольклора, обязательная часть детской субкультуры, в них естественным образом отражены все человеческие недостатки. Этот жанр отражает и детский быт, и отношение детей к окружающему миру, и взаимоотношения между ними, и детскую психологию.
Детские дразнилки и обзывалки направлены на выявление какого-то признака, который не нравится человеку - очки, цвет волос, полнота, худоба, рост, имя, которое рифмуется с чем-нибудь. Либо просмеивается поведение, выходящее за рамки, принятой в обществе морали: ябедничество, жадность, плаксивость.
.Зачем они нужны? Всем взрослым хорошо известно, что такое дразнилки. Каждый из нас при желании может вспомнить смешные и веселые, но порой обидные стишки, фразы и словосочетания, родом из детства. И, если задуматься, нам покажется странным то, что в использовании дразнилок была некая необходимость. В самом деле, для чего они нужны? Ведь это бывает так обидно и неприятно, услышать в свой адрес придуманное прозвище или какую-то шутку. Дразнилки, безусловно, проявление агрессии. Спровоцировать их использование может внешность, имя, фамилия, черты характера или поведение человека. Однако исследователи считают дразнилки инструментом становления детского общества, способом воздействия на человека с целью коррекции его поведения, плохих манер, дурных привычек и т. д. Вместе с этим дети учатся адекватно реагировать на обидные слова, решать споры, достойно выходить из неприятных ситуаций. Детские дразнилки можно назвать своеобразной начальной школой жизненной морали. Ребенок, оказавшийся в коллективе себе подобных, понимает, что здесь не дом, где есть только ласковые родители, здесь – жизнь, со всеми ее трудностями и даже горестями. И к этому, увы, тоже нужно привыкать. И учиться отбиваться! Обычно обидчик пробует обзываемого на «слабо», очерчивая себе, таким образом, психологические границы дозволенного, а другого провоцируя на защиту, возведение и оборону своих границ. Происходит взаимное воспитание, тренировка, закалка. Так дразнилки и обзывалки выполняют воспитательную функцию, помогая ребёнку, которого обижают, отстоять себя в форме словесной защиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание. Важно и то, что дразнилки вербально снимают детскую агрессию – выговорились и разошлись. Детские дразнилки и обзывалки – способ утвердить нормы поведения в детском сообществе.
8. Мотивы, используемые в формировании правил поведения. Обсуждение. Слайд 10, 11
9. Работа с родителями. Нельзя построить работу по формированию правил и норм поведения исключив работу с родителями. Хочется сказать, что в первую очередь авторитетом для подражания конечно же является семья, но современные родители порою сами не имеют знаний по данной теме. И цель детского сада построить работу по повышению культуры самих родителей, подчеркнуть важность и заинтересовать самих взрослых, через разнообразные формы работы. На обсуждение воспитателям были предложены буклеты, наглядная агитация, сценарии совместных мероприятий.
10. Практическое задание. Единство требований воспитателей на группе. Составление правил поведения в группе для взрослых и детей.
11. Итоги семинара. Слайд № 12, Подчеркнуть важность работы. И важное значение личности взрослого в воспитании нравственности.