Нина Митрофанова
Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью с детьми 2–3 лет
▼ Скачать +Заказ
Воспитатель продолжает знакомить детей с доступными их пониманию произведениями изобразительного искусства. Это, прежде всего картинки с отображением явлений природы в разное время года, книжки-игрушки, в которых дан художественный образ, доступный ребенку 3 - 4 лет (например, русские народные сказки «Петушок — золотой гребешок», «Теремок», сказка Л. Толстого «Три медведя» и др.). С интересом рассматривают дети изображения смешного медвежонка, зайчика и других зверюшек.
Публикация «Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью с детьми 2–3 лет» размещена в разделах
Педагог должен принимать активное участие в процессе рассматривания, он помо гает маленькому ребенку увидеть наиболее существенное в образе каждого персонажа. Дети 3 - 4 лет знакомятся также с некоторыми предметами декоративно-прикладного искусства: узнают яркие цве ты в узоре на деревянной лошадке-качалке, любуются нарядным сарафаном на матрешке. Воспитатель стремится вызвать у детей радость, желание самостоятельно еще раз рассмотреть тот или иной предмет, картинку.
Ознакомление с искусством проводится на занятиях рисова нием, лепкой, аппликацией и во время самостоятельной деятель ности. Перед занятием показ произведений изобразительного искус ства воспитатель проводит с целью вызвать у детей эмоциональный отклик на красочность иллюстрации. При этом педагог использует потешки, песенки. Например, показывая детям игрушку или кар тинку с изображением петушка, можно вспомнить русскую народную потешку «Петушок, петушок, золотой гребешок». Краткие образные. характеристики помогают ребенку запомнить того или иного персо нажа, формируют доброжелательное отношение к нему.
Изобразительная деятельность детей четвертого года жизни отличается тем, что благодаря формообразующим движениям в рисунке, лепке, аппликации возникают отчетливые изображения предметов. В созданном ребенком образе находит отражение наиболее существенное, характерное для данного персонажа (у мишки круглые уши, у девочки на голове бантик и т. д.).
Воспитатель учит детей рассматривать предмет, обводя рукой по контуру предмета. Процесс изображения сопровождается вопросами, которые направляют восприятие ребенка на существенные детали: «Цветы растут в траве, ее надо нарисовать. У автобуса есть окна, в них можно нарисовать зверюшек. Они едут в автобусе». Во время рисования, лепки воспитатель вновь напоминает малышу: «Как хорошо ты нарисовал цветы. А где же травка? Почему никто не смотрит из окон автобуса? Нарисуй кого-нибудь». Показ приемов изображения часто сопровождается тем, что воспитатель просит ребенка нарисовать или наклеить предмет на мольберте. Этот прием способствует развитию у детей самостоятельности, активности.
Игровые приемы, беседы от лица персонажа (зайчика, чебурашки, куклы и др.) создают у малышей живой интерес к образу, вызывают желание действовать. Например, мишка просит детей нарисовать для него много разноцветных шаров, так как он идет на праздник.
Во второй младшей группе продолжается развитие сюжетно-игрового замысла. Так, дети 3 - 4 лет не только изображают длинные полоски дорожки и следы, но и рисуют фигурки зайчиков, которые идут по дорожке.
Малыши осваивают технические навыки: учатся правильно держать в правой руке карандаш, кисть, не сжимая их сильно пальцами, лист бумаги придерживать левой рукой. Важно обращать внимание на положение корпуса во время рисования, наклеивания.
Для детей 3 - 4 лет аппликация является новым видом изобразительной деятельности. Процесс наклеивания готовых форм за трудняет малыша. Поэтому воспитатель чаще показывает последо вательность наклеивания. Вначале готовые формы раскладываются. Это учит ребенка видеть изображение предмета в целом.
На занятиях рисованием дети впервые осваивают приемы укра шения листа бумаги (хотя это еще не декоративное рисование). Например, воспитатель предлагает рассмотреть 2—3 силуэта платья. Малыши замечают, что на одном — колечки, на другом — полоски, на третьем — красочные точки. На мольберте воспитатель показы вает приемы рисования этих элементов. Затем дети рисуют их на листе, постепенно украшая силуэт платья. Желательно давать раз ные силуэты, которые накладываются на лист. Каждый любуется сочетанием цветов, радуется, что получился узор для матрешки. После таких занятий дети начинают рассматривать свою одежду. Воспитатель старается поддержать этот интерес: «Посмотрите, какие красивые цветы на платье у Наташи, а у Коли рубашка в яркую полоску».
На занятиях рисованием, аппликацией педагог развивает у детей способность замечать выразительность сочетаний цвета краски и бумаги: «Как красивы белые кружочки на синем платье. Огни салюта особенно заметны на темном небе (синий фон бумаги). Разноцветные шары выглядят особенно празднично на голубом фоне».
Иногда рисунки, аппликацию, лепку дети выполняют коллек тивно. Такой вид работы полезен тем, что учит видеть, как посте пенно на мольберте или столе создается одна большая картина. В результате общих усилий получается «веселый поезд», «празд ничный парад самолетов», «полянка с цветами».
Программа по изобразительной деятельности осваивается деть ми в течение года. Чтобы проверить, каков уровень художественного развития, как дети овладели знаниями, умениями по рисованию,
лепке, аппликации, воспитатель в конце года предлагает задания, которые помогают определить, как они научились воспринимать картинки, иллюстрации, эмоционально ли реагируют на них. На занятиях рисованием, лепкой дети изображают предмет круглой или прямоугольной формы. Они должны сами выбрать цвет ка рандаша, краски. В процессе аппликации обращается внимание на последовательность действий с клеем, кисточкой, формами. Воспитателя при этом интересуют не только технические навыки и умения детей в работе с материалами, но и выразительность ри сунка, лепки.
Изобразительная деятельность должна иметь место и в по вседневной жизни. Для этого необходимо создать условия, которые помогут направить интересы детей. В доступном для малышей месте иметь карандаши, краски, глину. Иногда в этой деятельности активное участие принимает воспитатель. Сотворчество обогащает детей новыми впечатлениями. Надо способствовать также и тому, чтобы родители проявляли интерес к детскому творчеству.
С этой целью воспитатель дает им рекомендации, как лучше организовать рисование, лепку в семье. У родителей нужно воспитывать уважение к результатам детского творчества (рисунку, лепке, аппликации).