Анастасия Алексеевна Горя
Особенности овладения навыками самообслуживания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Самообслуживание – система знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим и бытовым нормам.
Самообслуживание – первый этап трудового воспитания детей.
При нормальном развитии ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
Публикация «Особенности овладения навыками самообслуживания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2024
Овладение ребёнком навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т. п.) является важным шагом на пути к его социальной адаптации.
Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.
Формирование навыков самообслуживания позволит в будущем эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.
У детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого должна лежать специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются, во всяком случае, полностью.
Актуальным направлением исследований в специальной педагогике является изучение и формирование у дошкольников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социально-бытовых навыков. Особенности дошкольного возраста как наиболее сенситивного в развитии социально-бытовых навыков, с одной стороны, и недостаточная разработанность технологий и научно обоснованных методик обследования социально-бытовых навыков у данной категории детей, с другой, определяют актуальность настоящего исследования.
Формирование навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – процесс очень сложный, отличный от формирования навыков у детей с нормальным интеллектуальным развитием. В работах по изучению своеобразия формирования навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выделялись факторы, оказывающие на них влияние, а именно: отсутствие знаний и умений для формирования нового навыка (двигательного – Б. И. Пинский); особенности физического развития (Р. Д. Бабенкова, Т. Н. Головина, Н. А. Козленко, Е. Н. Правдина-Винарская, Г. Е. Сухарева); особенности восприятия, процессы внимания и памяти, анализа и сравнения (Л. Н. Занков, Б. И. Пинский, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф); нарушения программирования и контроля над действием при выполнении навыка, а также затруднения при выполнении координационных двигательных действий (Н. П. Вайзман).
Задача формирования навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является главной для самих детей и родителей. В основу этой работы входит пошаговое обучения навыкам самообслуживания. Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому нужно ребенка обучать. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление – любимая еда или питье, любимые занятия и т. п.). Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем — к инструкции.
Задачи обучения:
• определение текущего уровня развития данного навыка;
• определение ближайших шагов;
• отработка навыка внутри каждого шага;
• разработка системы поощрений и контроля;
• обсуждение результатов с родителями. Формы работы:
• индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);
• групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка : поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).
Основной вид обучения — занятия родителей с ребенком дома. Педагог осуществляет контроль за освоением программы, проводит периодические консультации в сочетании с практическими занятиями.
Для изучения сформированности социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью используется метод наблюдения за повседневной жизнью. Любая деятельность осуществляется на базе умений и навыков.
Рассмотрим основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию самообслуживания у детей.
1. Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей :
уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;
уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, сервировать стол, пользоваться ложкой или вилкой во время приема пищи, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу;
знать, что нельзя есть немытые ягоды, овощи, фрукты.
2. Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:
учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т. д.);
знать предметы санитарии и гигиены, их местоположение;
учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.
3. Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:
учить накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой, убирать и мыть после еды посуду;
уметь заправить за собой постель, при раздевании – научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;
в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;
в игровой комнате убирать на место игры и игрушки;
приучить убирать помещения: вытирать пыль, поливать комнатные растения.
4. Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:
сформировать умение различать предметы одежды и обуви;
учить одеваться и обуваться, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т. д. ;
учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь, самостоятельно застегивать одежду. Учить детей следить за своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли; учить пользоваться носовым платком.
Для того чтобы труд по самообслуживанию нравился ребенку, доставлял ему радость, обязательно нужно учитываются его индивидуальные особенности и возможности, нужно стараться не торопить его, не досадовать на его медлительность или напротив, излишнюю поспешность. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания : мыть руки, прием пищи, одевание и раздевание и т. д. Эти навыки – одна из составляющих культуры поведения человека в быту.
Таким образом, можно сделать вывод, что у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) навыки самообслуживания не формируются самопроизвольно. Обучение этим навыкам составляет целое направление совместной работы педагогов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка. Навыки самообслуживания у данной категории детей формируются через подражание взрослому.