Ольга Нестерова
Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в старшей группе на основе технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Технология "Ситуация" и методические средства, предложенные авторами программы, обеспечивают условия, при которых дети имеют возможность "прожить" (на уровне приобретения первичного опыта) как отдельные шаги метода рефлексивной самоорганизации, так и весь путь преодоления затруднения - фиксации того, что получается, анализа, исследования, понимания причин, применения правил, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни.
Публикация «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в старшей группе на основе технологии „Ситуация“» размещена в разделах
Педагог, работающий в деятельностном методе, не просто объясняет новое знание, а создает ситуацию, когда дети сами "откроют" его для себя или приобретут опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытия - в зависимости от тех дидактических целей, которые ставит воспитатель. И, следовательно, он перестает выполнять просто информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в самостоятельной познавательной деятельности детей. Технология "Ситуация" дает воспитателю ключ управления этим процессом.
Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. В ходе игр осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой. Занятия с детьми – это система дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, т. е. играют, не замечая, что идет обучение. Во время занятия идет частая смена положения у детей (на ковре, за столами, у магнитной доски, сидят, стоят, танцуют, бегут, ползут и т. д.). На занятиях проводятся физкультминутки, разные виды гимнастик, тематически связанные с учебными заданиями, которые позволяют переключить активность детей, не выходя из игровой ситуации. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игрой деятельности. Занятия проводятся в атмосфере доброжелательности, для каждого ребенка создается ситуация успеха. Это важно не только для развития познавательных процессов, но и для сохранения и поддержки его здоровья.
В ходе дидактических игр осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Вся система организации занятий воспринимается ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
В старшей группе увеличивается степень самостоятельности детей, от материальных действий с конкретными предметами они переходят к материализованным действиям с графическими моделями исследуемых объектов, приобретают опыт знакового фиксирования и выражения в речи наблюдаемых свойств и закономерностей.
Большое внимание уделяется развитию вариативности мышления, воображения и творческих способностей детей. Дети не просто исследовали различные математические объекты, а придумывали образы чисел, цифр, геометрических фигур, систематически выполняли задания, допускающие различные варианты решения. При этом уровень трудности постепенно возрастал. Дети выбирали лишнюю фигуру сначала из конкретных предметов (цветок другого цвета, листик другого размера, затем из простейших геометрических фигур (круг другого размера, фигура другой формы- квадрат).
В курсе "Игралочка - ступенька к школе" появились задания, где сам признак, по которому выделяется лишний объект, детям ранее не встречался: круг, потому что у него нет углов, а у остальных фигур есть; треугольник, т. к. расстояние между линиями его штриховки больше, чем у остальных фигур; квадрат, т. к. его цвет отличается от цвета остальных фигур; прямоугольник, т. к. у всех фигур штриховка горизонтальная, а у него -вертикальная.
При обсуждении дети обосновывают свои версии, в результате обсуждения устанавливается верный и не верный ответ, ошибки исправляются. Такой подход раскрепощает детей, снимает, у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.
Работа с дошкольниками ведется в зоне их ближайшего развития: наряду с заданиями, которые дети могут выполнить сами, им предлагаются и такие задания, которые требуют от них догадки, смекалки, наблюдательности. Успешное самостоятельное (под руководством взрослого) преодоление препятствий помогает детям пережить радость победы, формирует у них желание и умение преодолевать трудности. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего развития "минимум", но при этом не тормозится продвижение вперед более подготовленных детей.
В старшей группе на занятиях в группе широко используется работа в пособии-тетради под руководством воспитателя. В процессе этой работы дошкольники приобщаются к формам работы, которые ожидают их в школе. Содержание заданий активизирует их мыслительную деятельность, заставляет их наблюдать, анализировать, перебирать различные варианты решений. В результате этой работы, с одной стороны, формируются те качества, которые как раз и определяют психологическую готовность ребенка к школе, а с другой - закладываются основы развития всех содержательно - методических линий курса математики основной школы
Таким образом, в период дошкольной подготовки формируется мотивация к самостоятельной мыслительной деятельности дошкольников, а курс «Игралочка», лежащий в основе формирования элементарных математических представлений, является стержнеобразующим технологическим звеном Программы, на котором дети системно и целостно приобретают опыт выполнения всего комплекса универсальных действий, ведущих их к дельнейшему самообразованию и успешному будущему в школе и жизни.