Екатерина Зотова
Особенности организации трудового воспитания детей дошкольного возраста в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации трудового воспитания детей дошкольного возраста в ДОО
В первую очередь нельзя забывать, что ведущий вид деятельности ребенка -это игра, а соответственно, труд тесно связан с игрой. Это очень легко заметить в обыденной жизни ребенка, ведь, выполняя учебную задачу, зачастую ребенок переключается на игру (например, ребенок начинает играть водой во время умывания, превращает свои вещи в волшебных персонажей при одевании и т. п.).
Публикация «Особенности организации трудового воспитания детей дошкольного возраста в ДОО» размещена в разделах
В более старшем возрасте трудовая задача также превращается в игру, которая помогает легче и охотней ее выполнить (например, собирая листья и мусор, ребенок превращает их в каких-то чудовищ, которых нужно собрать и посадить в клетку - мусорный мешок). А когда ребенок играет и ему вдруг понадобился какой-то предмет, он его, не задумываясь, мастерит из подручных материалов, а чем это не труд? Наблюдая за детьми дошкольного возраста, их игрой, мы часто становимся свидетелями, как в своей игре дети отражают труд взрослых, их взаимоотношения. Важно отметить, что в разных возрастных группах отношения труда и игры проявляется неодинаково, соответственно руководство трудовой деятельностью должно быть разным.
Младший дошкольный возраст определен стремлением превратить трудовой процесс в игру, это может взойти в основу формирования трудовой деятельности детей. Детям проще выполнить трудовую задачу, если она будет выглядеть как игра (например, малышам дали задание собрать листья с участка, набрав листьев в мешок, ребенок представляет себя Дедом Морозом с подарками, воспитатель, видя это поддерживает ребенка, говоря, что он молодец и просит принести еще мешочек подарков, при этом необходимо следить, чтобы игровая задача не вытеснила трудовую. Если ребенок все же отвлекся на игру, педагогу нужно направить его внимание на определенную ранее задачу (мальчик, набрав листьев в мешок, сгреб их в охапку и устроил салют, педагогу нужно мягко напоминать ребенку, что он забыл собрать листья и, что их все-таки надо убрать).
У детей среднего дошкольного возраста все еще не сложилась самостоятельная трудовая деятельность, однако она перешла на качественно новый уровень, в некоторых случаях содержание игры приводит к труду, часто это можно отметить в играх бытового характера. Трудовые процессы, начинающиеся по собственной инициативе детей, должны принимать соответствующую поддержку от воспитателя. Наблюдая за детьми среднего возраста, можно вывести определенную закономерность – если у ребенка не сформировались навыки по работе с инструментом, то сам характер трудового процесса им незнаком, а, следовательно, преобладающей будет игровая, а не трудовая деятельность. В этом случае педагог должен использовать игровые мотивы (например, для игры нарезать «билетики» на автобус, при этом определяется умение владеть ножницами, а при изготовлении поделок выбираются предметы, часто применяемы в игре. Так игра помогает развитию трудовых навыков и понемногу происходит переход от игры к труду.
Дети младшего возраста не могут независимо ставить цель, так как их память еще недостаточно развита для того, чтобы удержать весь процесс и результат в голове. Малыши могут многократно выполнять трудовые действия, не преследуя определенной цели, ведь они получают удовольствие от самого действия, а не от полученного результата. Ребенок овладевает способами действия по принципу подражания и постепенно начинает достигать определенной цели (например, застегнуть кнопочку на куртке и т. п.). Понемногу у ребенка складывается способность осознать взаимосвязь своих действий с результатом их деятельности. Именно тогда от ребенка мы начинаем слышать «Я сам», это качественно новое психологическое новообразование, часто на данном этапе возникает конфликтная ситуация между взрослым и ребенком.
Ребенок хочет независимости, но в силу своих физических особенностей не может выполнять с достаточной быстротой и ловкостью, а взрослому в такой ситуации проще все сделать за ребенка. Это будет основательной ошибкой в воспитании, которая повлечет за собой негативные результаты, ведь результатом этого станут слезы ребенка, а в дальнейшем ребенок потеряет интерес к труду, ведь за него могут сделать все взрослые.
Очень большой ошибкой в организации трудовых навыков может стать такое явление как гиперопека (гиперпротекция - чрезмерный уход за ребенком, полный его контроль и отсутствие самостоятельности у ребенка).
Она может привести к серьезным психологическим проблемам у ребенка, так называемой «боязни труда», ребенок привыкший, что за него все делают, будет считать, что самостоятельный труд- это неправильно и плохо, в дальнейшем это становится одной из причин тревожности детей, что также является серьезным расстройством нервной системы малыша и нельзя не сказать, что это приводит к снижению социальной адаптации ребенка. На данном этапе развития независимой трудовой деятельности значительную роль играет взрослый, он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовать.
Мотивация трудовой деятельности детей разнообразна, например, это возможность получить похвалу взрослых или пообщаться со взрослыми, самоутверждение, существуют общие мотивы, они проявляются в простейшей форме, как желание сделать приятное близким людям. Говорить о независимой формулировке мотивов можно лишь в старшем дошкольном возрасте.
В трудовой деятельности ребенка немалое значение имеет его собственная творческая активность, планирование и обдумывание предстоящего занятия, подбор нужных материалов, инструментов, преодоление трудностей при достижении необходимого результата. Большую роль в планировании деятельности берет на себя взрослый, он должен сформировать у ребенка умения к планированию. Начинать нужно уже с младшего возраста, объясняя детям в режимных моментах, что и в какой последовательности необходимо сделать. Важно разъяснять детям, почему именно в таком порядке следует осуществлять действия.
Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать важнейшие особенности детского труда :
- труд ребенка не создает социально значимых физических ценностей, труд ребенка носит воспитательный характер;
- сходство труда с игрой;
- ребенок приобретает навыки, но это навыки, дозволяющие стать ребенку независимым;
- труд ребенка носит ситуативный характер;
- труд имеет все компоненты деятельности, но при этом его нельзя назвать независимой деятельностью дошкольников;
- детский труд предполагает обязательное присутствие взрослого, проверяющего процесс и поддерживающего в нужных ситуациях.
Труд взрослого и ребенка не поддается сопоставлению, ведь в их основах лежат разные цели. Говоря о взрослых, мы подразумеваем производительный труд, который создает материальные и культурные ценности, носит общественно-направленный характер, является необходимостью, потребностью.
Ценность же детского труда - это воспитательное значение. Но для того, чтобы правильно использовать труд ребенка как средство воспитания, необходимо понимать его специфику.
Рассмотрим содержание и формы труда дошкольников. Для того, чтобы определить содержание и формы трудового воспитания нужно определить его цель и задачи.
Цель трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду. Многие педагоги занимались разработкой задач трудового воспитания, все они достаточно хорошо понимали, какой цели служит труд, для примера можно привести задачи, которые сформулировала В. Г. Нечаева:
- развитие трудовых навыков и умений;
- воспитание отношения к труду, заложение основ трудолюбия;
- воспитание нравственно-волевых качеств личности;
- усвоение навыков трудовой деятельности;
- воспитание связи к труду взрослых.
По мнению Т. А. Куликовой и С. А. Козловой, на основе классификаций В. Г. Нечаевой, В. И. Логиновой и Ю. К. Бабанского, можно выделить две основные группы задач:
- помощь ребенку в изучении трудовой деятельности (освоение структуры деятельности, приобретение трудовых умений);
- формирование личности ребенка в труде (развитие свойств, качеств личности,
- развитие связей и приобретение социального опыта взаимодействия).
Эти задачи должен решать педагог в процессе воспитания детей. Вопросам содержания трудового воспитания занимались и занимаются такие специалисты, как Буре Р. С., Нечаева В. Г., Година Г. Н., Сергеева Д. В, Козлова С. А., Куликова Т. А, Крулехт М. В. и другие.
Труд детей по содержанию можно разделить на пять видов:
- самообслуживание – труд ребенка, который обращен на обслуживание самого себя, для детей дошкольного возраста это – умывание (навыки гигиены, одевание, раздевание, прием пищи;
- хозяйственно-бытовой труд – труд ребенка, в котором он исполняет несложную для себя деятельность взрослых, это – умение наводить порядок в групповой комнате, прилегающим к ней помещениям, на участке, дома, а также, принятие участия в бытовых процессах, подготовке к занятиям, прогулкам, ремонт книг, игрушек;
- труд в природе – труд, направленный на развитие приемов и навыков ухода за животными и растениями - уход за растениями и животными в уголке природы, очистка аквариума совместно с педагогом, озеленение участка и т. п. Имеет свою специфику – единый вид производительного труда, доступный детям дошкольного возраста.
На сегодняшний день сформулированы и введены в практику три формы организации труда детей дошкольного возраста :
Поручение – просьба, обращенная к ребенку или нескольким детям, с целью выполнить какое-либо трудовое действие при учете их индивидуальных и возрастных особенностей, а также, наличия опыта. Трудовые поручения по форме организации делятся на : индивидуальные, подгрупповые, общие; по продолжительности – на длительные или кратковременные, постоянные или одноразовые; по содержанию – соответствуют видам труда.
Дежурства – форма организации труда детей, полагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на удовлетворение интересов всей группы (например, помочь накрыть на столы, раздавать материалы к занятиям, полить цветы и т. п.) Дежурства содействуют систематичности введения детей в труд. Основной смысл дежурства – это забота детей о других.
Общий, совместный, коллективный труд – форма организации труда, в которой происходит лишь закрепление обретенных ранее навыков, а обучение новым должно проходить персонально. Общий, совместный и коллективный труд объединяет общественно-направленная цель трудовой деятельности.
Существует и отличие в условиях осуществления труда и в воспитании взаимоотношений.
Общий труд – общая деятельность, но при этом каждый ребенок имеет свою самостоятельную часть работы (например, при наведение порядка на участке педагог дает точные указания, кто и что выполняет, соответственно, цель у всех общая – наведение порядка на участке, но каждый ребенок отвечает сам за себя).
Совместный труд – совместная цель, при выполнении которой все дошкольники зависят друг от друга, от темпа и качества выполняемой работы. Между детьми вводятся деловые взаимоотношения, растет ответственность за общее дело (например, группе детей дается указание – привезти одежду кукол в порядок, при этом один ребенок снимает одежду, второе звено стирает, третье отжимает, четвертое вешает сушиться).
Коллективный труд – форма организации труда, в которой, помимо трудовых, решаются и этические задачи, дети самостоятельно разделяют между собой труд, помогают друг другу в случае надобности, волнуются за общий труд. Коллективный труд содержит в себе и общий, и совместный труд.
Трудовое воспитание имеет обусловленную цель, реализация которой допустима только при соблюдении всех условий. Виды труда включают в себя все главное содержание трудовой деятельности, а его формы - это способы объединения детей в процессе трудового воспитания.
Вывод: Результативность деятельности педагогов в большой степени зависит от единства подходов детского сада и семьи, поэтому значительную роль в трудовом воспитании играет взаимодействие с семьями дошкольников.
Особое внимание уделяется подбору нужного для работы оборудования и инвентаря, учитывая возрастные особенности ребят. Кроме того, правильное наполнение развивающей предметно-пространственной среды необходимо для реализации двигательной активности детей, их совместной деятельности со взрослыми. Организуя трудовую деятельность дошкольников необходимо, так чтобы они ощущали радость от труда, проявляли инициативу, трудолюбие; учились действовать в коллективе, ценить свой труд и труд других.