Поштарь Ирина
Особенности организации сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности [1,35].В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.
Публикация «Особенности организации сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе» размещена в разделах
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности [5,145].
Эльконин Д. Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психологического развития. По утверждению Ушинского К. Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Сюжетно – ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников. Отличительной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер[3,87].
Современная научно методическая литература представляет значительное количество исследований, посвященных отдельным направлениям совершенствования игры, ее психолого педагогическому осмыслению применительно к условиям жизнедеятельности детей разных возрастов. Большой вклад в разработку общеметодологических и методических проблем игровой деятельности детей внесли А. П. Усова, Р. И. Жуковская, В. Я. Воронова, А. Н. Леонтьев, Н. Я. Михайленко, и Н. А. Короткова, А. С. Спиваковская, Д Б. Эльконин, Л. Н. Галигузова, Е. В. Зворыгина, Н. Ф. Губанова, Д. В. Менджерицкая.
Некоторые ученые (К. Д. Ушинский в России, Дж. Селли, В. Штерн – за рубежом)рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, приводимой в движение разными аффективными тенденциями.
Другие (А. И. Сикорский – в России, Дж. Дьюи – за рубежом) связывали игру с развитием мышления.
Но, несмотря на разные точки зрения, почти все исследователи, занимавшиеся описанием игр детей дошкольного возраста, повторяли в разной форме мысль Дж. Селли о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой – либо роли.
Все авторы, исследовавшие ролевую игру, единодушно отмечали, что на ее сюжеты решающее влияние оказывает окружающая ребенка действительность. Что именно в окружающей ребенка действительности оказывает влияние на ролевую игру, является одним из самых существенных вопросов.
Д. Б. Эльконин считал, что действительность, в которой живет и сталкивается ребенок, может быть условно разделена на две взаимно связанные, но вместе с тем различные сферы. Первая – это сфера предметов (вещей) как природных, так и созданных руками человека; вторая – это сфера деятельности людей, сфера труда и отношений между людьми в которые они вступают и в которых находятся в процессе всей своей деятельности. Игра имеет социальную основу.
Детские игры и прежних лет, и сегодняшней жизни убеждают, что они связанны с миром взрослых. Одним из первых, кто доказал это положение, оснастив его научно – психологическими данными, был К. Д. Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский определил игру, как посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Детские игры отражают окружающую социальную среду, дающую «… материал, гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкой».
Окружающая ребенка действительность чрезвычайно многообразна, и поэтому в игре находят отражение лишь отдельные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельности, труда, отношений между людьми.
Исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской показывают, что развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.
А. М. Горький высказал мысль: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Игра – отражение жизни. В обстановке игры, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны.
Таким образом, рассмотрев проблему развития игровой деятельности в исследованиях отечественных и зарубежных психологов и педагогов, можно сделать вывод, что игра это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которого развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость[5,87].
Актуальность темы определенна проблемой низкого уровня развития игровой деятельности. Современные дети играют меньше, чем 20 – 30 лет назад, их игры более примитивны и однообразны. Ограниченным временем для игровой деятельности в детском саду, тем, что воспитатели не всегда уделяют должное внимание развития сюжетно – ролевой игры у детей, несмотря на то, что воздействие воспитателя на сам процесс развития сюжетно – ролевых игр очень велико.
Объект исследования: сюжетно – ролевая игра детей.
Предмет исследования: особенности организации сюжетно – ролевой игры во второй младшей группе.
Цель исследования: определить теоритическим и практическим путем особенности организации сюжетно – ролевой игры во второй младшей группе.
Для решения поставленной цели, определен ряд задач:
1. Изучить психолого – педагогическую и методическую литературу по организации сюжетно – ролевой игры;
2. Выявить особенности развития игровой деятельности детей в младшем дошкольном возрасте;
3. Определить специфику и организацию сюжетно – ролевой игры во второй младшей группе;
4. Изучить теоретически и обосновать практически особенности организации сюжетно – ролевой игры во второй младшей группе;
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого – педагогической и методической литературы по теме;
Эмпирические (практические) :
- беседа;
- наблюдение игр детей;
- фотосъемка игровой деятельности детей;
-практическая работа по теме;
Математические:
- количественная обработка полученных данных в ходе практической деятельности с детьми.
Структура: работа состоит из введения, двух глав (одной теоретической и одной практической, заключения, литературы и приложения.