Лима кулигина
Особенности организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
В научно-педагогической литературе существует несколько наиболее распространенных определений мониторинга.
Мониторинг - это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных её элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.
Публикация «Особенности организации системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения общеобразовательной программы» размещена в разделах
Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, ориентированная на обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.
Мониторинг - форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
Мониторинг - система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих представление в динамике уровней усвоения учащимися учебного материала и его корректировку. То есть обеспечивается регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в образовательном процессе. Из приведенных определений видно, что мониторинг является системой и имеет определенные этапы реализации: сбор, обработка, хранение и распространение информации в контексте оценки качества образования.
Целью педагогического мониторинга в ДОУ является выявление динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств дошкольников. Мониторинг должен соответствовать следующим принципам: научности, предполагающий организацию научно-обоснованного процесса изучения, в основу которого положены закономерности развития ребенка; непрерывности, реализующий идеи осуществлении постоянной оценки достижения детьми планируемых результатов освоения Программы на всех этапах его развития; прогностичности, предполагающий конкретизацию ожидаемых результатов в соответствии с избранными критериями, предвидение возможных последствий: ухудшения или улучшения результатов освоения Программы; динамичности, требующий постоянной корректировки технологий, методов и средств мониторинговой деятельности в связи с изменениями в развитии ребенка; гуманизации, определяющий новое отношение к оценке и оценочной деятельности, устанавливающий уважительное отношение к личности ребенка, к его интересам, правам; коллегиальности, требующий привлечения всех субъектов образовательного процесса, интеграции усилий педагогов ДОУ в организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. К функциям педагогического мониторинга в системе дошкольного образования относят: интегративную, обеспечивающую комплексную характеристику развития ребенка в дошкольный период; диагностическую, позволяющую дать объективную оценку сформированности интегративных качеств ребенка дошкольного возраста; информационную, являющуюся способом систематического получения валидной (надежной) информации о развитии физических, интеллектуальных и личностных качествах ребенка; прагматическую, позволяющую использовать мониторинговую информацию для принятия своевременных объективных решений, направленных на достижение положительных результатов. Мониторинг будет эффективен, если критерии и показатели корректно заданы. В зависимости от целей мониторинга количество показателей может быть разным. Под критерием понимается признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, а показатель - это одна из характеристик критерия, которую можно измерить. Различают качественные показатели, фиксирующие наличие/отсутствие определенного свойства или его описательную характеристику (хорошо, красиво, часто, настойчиво, и количественные показатели (сколько, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.
Главным основанием выбора показателей служит понимание того, что вы хотите измерить в динамике. Количество показателей должно, с одной стороны, давать возможность сделать однозначный вывод по цели исследования, а с другой стороны, способствовать минимальным трудозатратам проводящего мониторинг педагога. Методы мониторинга разнообразны. Главным основанием для выбора методов мониторинга служит набор показателей и возможность получить по каждому показателю максимально объективную информацию. Информация по одному показателю может собираться с помощью различных методов из нескольких источников, дополняющих или уточняющих друг друга. Мониторингу присущи такие характеристики, как: наличие объекта мониторинга; 6 наличие форм и методов для сбора, оформления и анализа информации (использование диагностических карт, карт развития и др. форм, принятия решения по результатам мониторинга; определение сроков и периодичности сбора информации; определение ответственных за сбор, обработку и хранение информации. Периодичность мониторинга устанавливается дошкольным образовательным учреждением. Данные методические рекомендации направлены на овладение руководителями и педагогами дошкольных учреждений умениями и навыками проектирования модели педагогического мониторинга для конкретного ДОУ, соответствующей особенностям его образовательной деятельности, подбору методического обеспечения его реализации. Важным является то, что система психолого-педагогического мониторинга является динамичной, открытой, изменяющейся, а все функции мониторинга (аналитическая, диагностическая, прогностическая, организационно-управленческая, корректирующая) рассматриваются в единстве. Результаты мониторинга учитываются в управленческой и образовательной деятельности ДОУ, принимаются решения о внесении изменений в текущие проекты педагогической деятельности, в содержание работы с родителями воспитанников. Деятельность ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности, должна строиться на основе результатов мониторинга.
В дошкольном образовательном учреждении (группе) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) помимо психологопедагогической работы по освоению детьми образовательных областей (10 образовательных областей, необходимой составляющей обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) является коррекционно-развивающая работа.
Учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо понимать, что достижение ими результатов по интегративным качествам, утвержденным Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ФГТ, может быть отсрочен по времени, а в некоторых случаях (дошкольники, имеющие умственную отсталость или сложную структуру дефекта, не реализован совсем.
Планируемые результаты освоения детьми (с ОВЗ) Программы определяются в соответствии с планируемыми итоговыми и промежуточными результатами, предусмотренными Федеральными государственными требованиями, а также с учетом психофизических особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: – физически развитый, овладевший основными культурногигиеническими навыками (для детей с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, нарушением интеллектуальной деятельности овладение данными навыками будет растянуто по годам обучения и по степени психофизиологических возможностей); – любознательный, активный (для детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) данный показатель не может быть оценен в полном объеме); – эмоционально отзывчивый; – овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; – способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; 29 – способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту (для детей с нарушением интеллекта (умеренная умственная отсталость) данный показатель не может быть оценен. Дети с легкой умственной отсталостью данными умениями начинают овладевать только в школьном возрасте. Некоторые из них, умением планировать свою деятельность овладевают на элементарном уровне к концу обучения в школе); – имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе; – овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности (изза тяжести психического, физического нарушения (слух, зрение, интеллект, нарушение опорно-двигательного аппарата) дети овладевают данными умениями на элементарном уровне); – овладевший необходимыми умениями и навыками.
Планируемые результаты освоения Программы разрабатываются каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно. Исходя из особенностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, считаем необходимым при составлении Программы скорректировать планируемые результаты освоения программы по каждой возрастной группе в соответствии с психическими и (или) физическими особенностями детей. Возможно перераспределение усвоения необходимых умений и навыков по образовательным областям по возрастным группам с акцентом на коррекцию нарушенного развития и подготовку ребенка к усвоению Программы в последующие годы и подготовку его к школьному обучению. Планируемые результаты освоения Программы ДОУ целесообразно составлять по уровням, чтобы учитывать тех детей, у которых к выходу из детского сада интегративные качества будут сформированы в полном объеме и тех, которым по окончании образования в детском саду в школе потребуется помощь специалистов. На основании уровневых планируемых результатов освоения Программы определяются интегративные качества дошкольника с ограниченными возможностями здоровья по каждой возрастной группе. В ДОУ компенсирующего вида (группах компенсирующей направленности) система мониторинга должна носить комплексный характер, включать не только изучение интегративных качеств, но и уровень физического, речевого, психического развития воспитанников. На основании результатов системы мониторинга строится вся общеобразовательная и коррекционно-развивающая работа, которая включает: развитие психических функций, обеспечивающих усвоения образовательных областей; развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков; создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой; формирование положительной мотивации к деятельности; обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым приемам и др. ; охрану психического, физического здоровья воспитанников; организация восприятия с опорой на анализаторы и др., реализуется принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Коррекционная направленность образования, развития, воспитания детей отражена не только в организации совместной и самостоятельной деятельности детей, но и в реализации режимных моментов. Диагностика развития ребенка, проводимая специалистами образовательного учреждения, выступает неотъемлемой составляющей мониторинга и от ее результатов во многом зависит успешность коррекционно-развивающей работы и формирование интегративных качеств личности