Юлия Таранич
Особенности организации развивающей ППС группового помещения и прогулочного участка в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развивающей предметно – пространственной среды группового помещения и прогулочного участка
Подготовила Таранич Ю. В. – воспитатель старшей группы № 12 «Бабочки»
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Публикация «Особенности организации развивающей ППС группового помещения и прогулочного участка в старшей группе» размещена в разделах
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.
Создавая развивающую ППС в группе, мы учитывали требования ФГОС.
1. Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
2.1. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Развивающая среда в группе построена таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
В группе есть материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей.
В группе есть детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, России и Сахалинской области, детские журналы, альбомы, открытки.
Насыщенная развивающая ППС и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая ППС является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в нашей группе, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.
Создавая предметно-развивающую среду нашей группы, мы учли и психологические особенности возрастной группы, на которые она нацелена.
Особенности построения развивающей предметно-пространственной среды в группе :
Театральный уголок – важный объект развивающей среды.
Театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый и настольный виды театра.
Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием в роли зрителей.
Природный уголок служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь подобраны и размещены растения, требующие разных способов ухода, приготовлено необходимое оборудование: передники, лейки, пульверизаторы.
В природном уголке в зависимости от времени года меняются детские поделки из природного материала, икебаны, лэпбуки по временам года.
В течение всего года в группе есть мини-огород с разными растениями. Лук растет постоянно. Дети оформили лук в виде сказочного персонажа – Чиполино.
С подгруппой дошкольников мы можем проводить в природном уголке наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера.
Центр искусства "Юный художник" – для него отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, тушь, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон. Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Детские работы (рисунки, поделки) выставляются на всеобщее обозрение на стенде "Вернисаж", к которому имеется свободный доступ.
Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, что повышает самооценку воспитанников и способствует их самоутверждению.
Строительный центр, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, в ручном труде).
Исследовательский центр - здесь разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. Для познавательного развития мы подбираем специальную детскую литературу, пооперационные карты, алгоритмы проведения опытов.
В группе также выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", "Магазин", «Дом», «Почта».
Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более, что для них созданы необходимые условия.
Яркий, веселый, с современным дизайнерским решением, нетрафаретным оборудованием физкультурный уголок лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: прыжки с продвижением по извилистой дорожке, игры с мячом, метание в цель, занятия на детских тренажерах, игра в баскетбол и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как литературный центр (уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Долгими зимними вечерами воспитатель может почитать детям их любимые сказки и рассказы, а также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам, провести литературные викторины и конкурсы.
Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников.
Важнейшую роль играет развивающая ППС на прогулочном участке.
На участке группы «Бабочки» имеется открытое свободное пространство для организации подвижных игр. Для этого имеются необходимые атрибуты: маски, шапочки, скакалки, вожжи, лошадки и т. д.
В ненастную погоду дети могут организовать любые игры по желанию на веранде. Здесь имеется достаточное количество атрибутов и игровых модулей для сюжетно-ролевых игр, настольные игры, конструкторы, мозаики и т. д.
Каждый год развивающая ППС дополняется новым уличным игровым оборудованием.
На красочном корабле мы можем отправиться в далекое морское путешествие, а при желании он превращается в веселую горку.
Под березкой уютно стоит стол со скамьями. Здесь воспитанники могут заняться творчеством, поиграть в любимые настольные игры и просто уединиться и отдохнуть.
Интерьер участка украшают сказочные персонажи – медведи, гриб, улитка, старый башмак, яркий петух. Некоторые из них выполняют еще и роль клумб. Все лето дети наблюдают за их цветением и ростом, ухаживают за цветами и овощами на своем мини-огороде, а осенью собирают семена и урожай овощей. Таким образом у детей воспитывается любовь к труду и развиваются элементарные трудовые навыки.
Для трудовой деятельности имеется необходимый инвентарь: грабельки, лейки, лопатки, ведерки и т. д.
К каждому сезону мы готовим разнообразный выносной материал для всех видов детской деятельности: для подвижных и спортивных игр, для наблюдений, для сюжетно-ролевых игр, для игр с песком и водой и т. д.
В зимний период силами воспитателей и родителей на участке построена горка, лабиринты, корзина для метания снежков, крокодил для лазания.
Все это делает зимнюю прогулку веселой, увлекательной и очень полезной для здоровья.
Все предметы и выносной материал безопасны, надежны. Т. о., развивающая ППС на прогулочном участке соответствует возрастным особенностям детей, способствует их всестороннему развитию, соответствует требованиям ФГОС.