Егорова Елена
Особенности организации работы в группе раннего возраста с особыми воспитательно-образовательными потребностями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст является одним из ключевых в жизни ребёнка. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обуславливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребёнка.
Но если ребенок, пришедший в детский сад, в ясельную группу, с особыми образовательными потребностями, как построить образовательный процесс? Как распознать? Если у ребенка есть особые образовательные потребности, важно определить их в раннем возрасте.
Публикация «Особенности организации работы в группе раннего возраста с особыми воспитательно-образовательными потребностями в ДОУ» размещена в разделах
Сначала, хотелось бы сказать кто такие дети с особыми образовательными потребностями. «Особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал».
Для каждого ребенка с Особ. Обр. Потреб. характерны свои особенности.
По этому признаку детей можно разделить на такие группы :
для которых характерны:
-нарушения слуха (полное или частичное отсутствие слуха);
- с проблемным зрением (полное или частичное отсутствие зрения);
-с интеллектуальными аномалиями (те, у которых имеет место задержка психического развития);
-у которых нарушена речь;
-имеющие проблемы с опорно-двигательным аппаратом;
-со сложной структурой нарушений (слепоглухонемые и т. п.);
- аутисты;
-дети, имеющие эмоционально-волевые нарушения 9 Дети которые не умеют контролировать поведение, непослушные, агрессивные)
Нарушений бывают много. И мы воспитатели группы раннего возраста, первые (если имеются) должны забить тревогу. Границы между нормальным и аномальным ребенком призрачны, ведь без должного внимания ребенок с любыми способностями будет отставать в развитии. К тому же в особых условиях обучения нуждаются не только дети с психическими и физическими нарушениями, но и дети, попавшие под специфические социальные и культурные условия. Например, в 2022 весной к нам пришла девочка из социально неблагополучной семьи, особого ухода не было, с не никто не разговаривал, не читал книги, поэтому первое впечатление создалось как отсталого ребенка. После адаптации, мы больше уделяли этой девочки в режимных моментах времени: больше брали игр на сенсорику, лепили, проговаривали каждый момент, в итоге ребенок догнал в развитии сверстников, приходила с интересом в детский сад.
Детям с особыми образовательными потребностями нужны обходные пути получения тех знаний, которые для нормально развивающихся детей являются обычными.
В группу раннего возраста в нашем детском саду мы принимаем детей начиная с 1,7- 2 года. Первоначально мы проводим беседу о здоровье ребенка с родителями. Молодые родители не всегда хотят видеть и принимать какие – либо нарушения, которые можно уже распознать.
Зачастую, мы слышим ответы «Он стесняется», «Он не любит разговаривать». Им кажется, что их ребенок слишком мал и консультации специалистов ему не нужны. Большинство родителей, приводя впервые ребенка в детский сад,отказываются от понимания проблем у ребенка. Главную проблему видят в нарушении речи. Другие родители «сдают» ребенка в детский сад, чтобы отдохнуть от него, а еще было бы лучше, если бы детский сад работал без выходных и круглосуточно. Кто-то верит в чудо, что попав к нам в детский сад, ребенок сразу выправится. Чтобы помочь родителям занять активную позицию и вызвать интерес к личностному развитию ребенка, мы рекомендуем вести родителям «Дневник развития» ребенка, в котором можно делать записи и пометки о его успехах, достижениях, а также проблемах малыша. Например, словарь малыша, которому 1 год и 6 месяцев достигает 40 слов, словарь растет, легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным обозначением. Малыш выделяет близких, понимает названия многих часто называемых предметов, игрушек, действий; выполняет простые речевые инструкции и разученные ранее действия. К полутора годам связи между предметом и со словом в сознании ребенка становятся более прочными
К детям с особыми образовательными потребностями мы выбираем индивидуальный подход. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ООП, являются:
- игровые ситуации, например учить собирать одноцветные пирамидки из 4–5 колец, располагая их по убывающей величине (с помощью взрослого);
- дидактические игры,например на развитие речи, наример складывать разрезную картинку из 3 частей, потом спросить ребенка кто нарисован, кто как кричит;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими, например нагружать кубики в кузов машины и разгружать их, при этом, я стараюсь, чтобы дети говорили, что делают;
Основные условия развития ребенка в ДОУ от 2 до 3 лет:
•обеспечение предметно-пространственной развивающей среды (Помещение группы должно быть безопасными: без острых и режущих выступов и ядовитых красок; обеспечивать ребенку возможность постоянного визуального контакта со взрослыми и свободный доступ детей к игрушкам).
•создание благоприятных условий для социального, познавательного, речевого и двигательного развития
•стимуляция адаптационных механизмов, направленных на охрану и укрепление здоровья детей;
•организация работы с семьей с целью психолого-педагогического просвещения родителей по уходу за детьми первых лет жизни, их воспитанию и развитию.
Формы работы с родителями
Консультирование
Цель: обучение родителей конкретным приемам воспитания и обучения.
Совместное проведение досуга
Цель: установление эмоционального контакта между родителями, детьми и педагогами ДОУ, формирование у родителей практических навыков проведения праздничных мероприятий в домашних условиях.
Наглядные формы работы :
Стендовый материал групповых помещений оформляем разнообразной печатной информационной продукцией для родителей. Педагогами разработаны папки передвижки, буклеты, памятки, визитки.
Информационные формы работы :
К информационным формам работы относятся консультации и
беседы. По своему назначению беседы могут быть ознакомительные, информационные, рекомендательные, профилактические, консультирование.
Приглашая родителей на беседу, продумываем тематику и цель
встречи. Ознакомительные беседы организуются, как правило, по
инициативе ДОУ и позволяют педагогам познакомиться с семьей, выяснить статус семьи, отношения, проблемы данной конкретной семьи, обсудить организационные моменты,
направления работы.
Информационная беседа, представляет собой сообщение на определенную тему, по запросу родителей либо по желанию специалиста.
Рекомендации по организации воспитания и обучения, проведение досуга, безопасности ребенка в семье и т. д.
Профилактические беседы направлены на предупреждение различных проблемных ситуаций: заболеваний, семейных конфликтов, усугубления сопутствующего заболевания, нарушения прав и интересов ребенка.
совместных действий.
В заключении необходимо отметить, что выбранные формы и методы работы способствуют укреплению позиции семьи, имеющей ребенка с особыми потребностями, как партнёра и активного субъекта образовательной среды организации дошкольного образования.
А обучение детей с ООП в группе раннего возраста направлено на расширение у них кругозора и формирование собственного мнения, обучение навыкам и умениям, которые необходимы им для ведения в современном обществе нормальной и полноценной жизни.