Софья Замятина
Особенности организации предметно-развивающей среды в ДОУ для детей дошкольного возраста разных возрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Замятина С. Ю., воспитатель
МБДОУ детский сад №159 г. Иркутск
Предметно-развивающая среда в каждой группе детского сада (особенно для детей раннего возраста) должна быть комфортной, так как это способствует сохранению психического здоровья ребенка и эмоционального благополучия. Этой проблеме постоянно уделялось внимание как учеными, так и практиками, но сегодня она пробрела особую актуальность в связи с возрастанием заболеваемости детей и снижением их адаптационного потенциала.
Публикация «Особенности организации предметно-развивающей среды в ДОУ для детей дошкольного возраста разных возрастных групп» размещена в разделах
Проблема комфортных условий для ребенка, посещающего дошкольное учреждение, ставится в ФГОС дошкольного образования, где делается акцент на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, значительное внимание в документе также уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка. Единые требования, которые предъявляет ФГОС ДО к развивающей среде групп детского сада : «содержательная насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность» [1]. Мы согласны с профессором Е. О. Смирновой в том, что среда не должна сводиться к какому-то набору игрушек. Предметный мир раннего детства – это не только игрушки, но и вся окружающая ребенка обстановка [3; 22].
Таким образом, социальная адаптация ребенка к детскому саду будет максимально безболезненной и эффективной, если деятельность коллектива учреждения будет направлена на формирование комфортной среды для адаптации каждого малыша. Вопросам адаптации детей дошкольного возраста уделяли внимание исследователи Н. М. Аксарина, Н. Д. Ватутина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Т. Я. Черток, Н. В. Кирюхина, и др.
Под предметно-развивающей средой понимают обстановку, в которой растет и развивается ребенок. Показателями комфортности образовательной среды является полное соответствие возрастным особенностям детей раннего возраста, санитарногигиеническим требованиям к ее организации и используемому оборудованию и материалам, включенность всех детей в активную деятельность, низкий уровень шума и конфликтности между детьми, положительный эмоциональный фон в группе и самое главное – желание детей посещать детский сад.
По мнению С. А. Лебедевой, предметно-развивающая среда предполагает, прежде всего, доступность пособий и приспособлений для малыша (на уровне его роста, возможность пользоваться ими столько, нужно малышу, а также предметно-развивающая среда должна быть трансформируема, безопасна, вариативна, полуфункциональна. В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) у ребенка возникают новые физические возможности, развитие психических функций [2; 23].
В любой возрастной группе дошкольного учреждения непосредственно предметно-развивающая среда должна обладать отличительными признаками. Так, воспитанники трех лет испытывают потребность в активном движении, поэтому следует организовать большое пространство для ее удовлетворения. На четвертом году жизни основная деятельность детей игровая, поэтому необходимо организовать центры сюжетно-ролевых игр с непосредственной наполненностью орудийными атрибутами. Для организации предметно-развивающей среды пятилетних детей следует учитывать возрастающую потребность в играх с другими детьми, а также особенность уединяться. Что касается старших дошкольников (6-7 лет, в этом возрасте воспитателем должны быть предложены детям таки игры, которые будут способствовать развитию внимания, памяти, восприятия и т. д. Следует выделить, что по мере взросления детей «организаторы» предметно-развивающей среды меняются. Так, в младшей группе предметно-развивающая среда организовывается педагогом-воспитателем с учетом интересов воспитанников, в средней группе она организуется совместно с детьми, в старшие дети уже самостоятельно ее создают и изменяют с учетом своих личных интересов. Поскольку нет однозначного соответствия между материалом и видом культурной практики, педагогическая задача состоит в гармоничной организации среды в условиях ограниченного пространства помещения группы [3; 24].
В зависимости от характера действий, функциональное пространство условно делится на три типа:
– спокойное – в котором дошкольники осуществляют спокойную деятельность;
– активное – где детьми осуществляется деятельность, связанная с интенсивным движением, сооружением крупных игровых построек и т. п. ;
– рабочее – для реализации детьми познавательной деятельности, художественной деятельности и так далее.
Предметно-развивающая среда – это естественная комфортная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразием сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Так, например, на третьем году жизни это будет непосредственно развитие движений и речи дошкольника. Следовательно, нужно оборудовать помещение группы горками, большими мячами (за которыми будет ходить дошкольник, и их катать, велосипеды, простые сюжетные картины, прочные книги. В возрасте 6-7 лет для дошкольников непосредственно предпочтительны совместные игры, а значит, оборудование следует размещать с учетом удобства организации детьми совместной деятельности. В этом же возрасте начинает развиваться «режиссерская» игра, для которой важно организовать небольшой настольный театр и соответствующую атрибутику.
При организации среды развития в дошкольном учреждении наиболее важным условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, имеющих свои собственные. Предметно-развивающаяся среда должна действовать как динамичное пространство, мобильное и легко изменяемое. Очень важно учитывать особенности развития всех видов детской деятельности. Вовлеченность ребенка в окружающую среду, его активные знания, изучение зависят от готовности и компетентности взрослого человека. Среда, которая играет особую роль в развитии детей дошкольного возраста, должна быть организована в соответствии с задачами воспитания. При создании предметно-развивающей пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы : возраст, состав – количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности – мобильность, темперамент, склонности, интересы, особенно семейное воспитание.
Важнейшей задачей воспитателя по созданию комфортной предметно-развивающей среды способность организовать жизнь таким образом, чтобы все элементы повседневной жизни были тесно связаны с развитием, обучением, игрой и вовлечением детей в работу. Для этого необходимо создать спокойную и дружескую атмосферу в группе.
Таким образом, цель формирования предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении – обеспечить систему условий, необходимых для развития разнообразных видов детской деятельности, коррекции отклонений в развитии детей дошкольного возраста и совершенствованию структуры детской личности. Развивающая среда должна включать возможность создания локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «закулисного» общения, позволяющего не только объединять, но и разгонять мелкие. При помощи развивающей среды и ее средств, созданных с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, появляется возможность помощи ребенку обнаружить и развить то, что ему больше всего присуще. Поэтому особенное внимание в дошкольном образовательном учреждении должно быть уделено построению среды, в которой осуществляется обучение и саморазвитие творческой деятельности дошкольника. Каждый ребенок индивидуален, а значит каждый ребенок обладает правом своего собственного пути развития. Поэтому в каждом детском саду обязательно должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также возможность каждому воспитаннику проявить свою индивидуальность.
Литература:
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 Электронный ресурс. Режим доступа: https://base.garant.ru (дата обращения 16.10.21).
2. Лебедева С. А. Детская психология. – Шуя: ШГПУ, 2011. – 74 с.
3. Смирнова Е. О. Организация предметной игровой среды в детском саду /Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. – № 2. – С. 22-28.