Альбина Зангиева
Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 3 г. Беслана» является дошкольным образовательным учреждением, в котором функционирует 6 групп. В своей работе я реализую программу по осетинскому языку как второму для дошкольных образовательных учреждений. Автор К. Т. Джимиева. Приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения является физическое и познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Публикация «Особенности организации предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
Предметно-развивающая среда в нашем ДОУ служит развитию детской деятельности, и прежде всего, игровой. Ведь во, время игры рождается мощный познавательный мотив, который является основой учебной деятельности. Через предметно-пространственную развивающую среду мы формируем зону ближайшего психического развития ребёнка.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком) материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого, возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
В связи с внедрением ФГОС ДО в ДОУ возникла необходимость пересмотреть предметно-пространственную среду. Поэтому в годовой план на 2021-2022 учебный год были включены задачи по созданию и совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды.
Я свои занятия в ДОУ с учётом ФГОС ДО строю таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. В связи с переходом на ФГОС ДО, передо мной встала задача о необходимости более насыщенного обогащения среды элементами, стимулирующими познавательную, двигательную и эмоциональную деятельность детей. Развивающая - предметная среда является основным средством формирования личности ребёнка и источником его знаний и социального опыта.
Я всегда стараюсь, чтобы среда, окружающая детей в ДОУ, обеспечивала безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и конечно же закаливанию организма каждого из них, а также стимулировала детей к развитию познавательных и художественно – эстетических способностей.
Создавая предметно - пространственную среду мы с педагогами ДОУ учитываем следующие принципы:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, организационную, стимулирующую, коммуникативную функции;
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна ребёнка;
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей;
4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
5. При создании развивающего пространства в групповом помещении, учитываем ведущую роль игровой деятельности.
6. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения.
В нашем детском саду все группы оснащены:
- материалами и оборудованием для игровой деятельности;
- материалами и оборудованием для продуктивной деятельности:
-материалами и оборудованием для двигательной деятельности;
- материалами и оборудованием для игровой деятельности с использованием национально-регионального компонента.
Подбирая игрушки, методические пособия и наглядный материал, стараюсь, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, испытывая положительные эмоции. В каждой группе имеется национальный уголок. А также в детском саду есть мини-музей «Ирон хадзар», где знакомлю детей с предметами быта осетинского народа.
Для речевого развития созданы:
- серии сюжетных картинок для составления рассказов, дидактические игры;
- детские книги на осетинском языке с подборкой по программе, любимыми произведениями, детскими журналами;
Для умственного развития созданы:
- математический уголок с раздаточным счетным материалом, комплектами цифр, математических знаков, геометрических фигур, логико - математические игры, набор геометрических фигур;
-уголок экспериментирования с природным материалом, календарем природы, комнатными растениями, лейками;
Для эстетического развития созданы:
- уголок художественного творчества с разными видами бумаги, книжками раскрасками, карандашами, фломастерами, пластилином, мелками;
- музыкальный уголок с детскими музыкальными инструментами. На занятиях и в индивидуальной работе с детьми стараюсь пользоваться этой атрибутикой на осетинском языке. Создаю речевую среду, учим стихи, провожу физминутки, разучиваю роли для инсценировок. На прогулке играем в национальные игры, пользуясь считалками.
Для сюжетно-ролевых игр в группах имеются атрибуты в соответствии с возрастом и половой принадлежностью детей. Дошкольники обязательно должны двигаться, поэтому во всех группах имеются спортивные уголки, которые оснащены нестандартным оборудованием для развития основных видов движений, в небольшом количестве присутствуют обручи, мячи, скакалки.
Для родителей оформлен информационный уголок, где размещаю темы, как прививать любовь к родному языку, как сохранить его. Размещаю темы занятий, фотографий детей отображенные на праздниках, проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) в образовании и развитии детей. Имеются уголки творчества. После проведенного анализа организации предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ в соответствии ФГОС ДО, можно сделать следующие выводы:
-Материал и оборудование подобран с учётом гигиенических, педагогических и эстетических требований.
-Выявлены и удовлетворены индивидуальные интересы, склонности и потребности детей каждой конкретной возрастной группы.
-Присутствует поло-ролевая адресность оборудования и материалов, исходя из реального количества имеющихся в каждой группе мальчиков и девочек. При размещении материалов и оборудования учтено соответствие пространства группового помещения.