Виолетта Фомина
Консультация «Особенности адаптации детей раннего возраста с 1 года до 2 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В сентябре 2017 года в нашем детском саду начала функционировать группа для детей с 1 года до 2-х лет. Мы впервые адаптировали к условиям ДОУ таких малышей.
В своей работе мы опирались на программу по сопровождению детей раннего возраста в период адаптации «Добро пожаловать, малыш!», разработанную cпециалистами нашего ДОУ. Для более плавного перехода от воспитания в условиях семьи к условиям воспитания в детском саду, для их всестороннего развития и ранней социализации работу осуществляли совместно педагог-психолог, музыкальный руководитель, а также задействованы сразу оба педагога группы.
Публикация «Консультация „Особенности адаптации детей раннего возраста с 1 года до 2 лет“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Хочу отметить ряд особенностей, присущих детям этого возраста, которые сказывались на процессе адаптации:
1. аффективная привязанность к маме
2. несформированность коммуникативной сферы
3. низкий уровень навыков самообслуживания
4. наличие вредных привычек: сосание пустышки или пальцев, засыпание с бутылочкой
5. грудное вскармливание
6. психосоматические проявления
В соответствии с рекомендациями программы, адаптация детей проходила в несколько этапов. На каждый этап отводилось два дня. В рамках первого этапа мы приглашали родителей вместе с детьми. В группе они находились один час. Организовывалась развлекательная деятельность, осуществлялось знакомство детей и родителей с педагогами группы, со средой, в которой в дальнейшем будут находиться дети. Уже на этом этапе мы столкнулись с такими негативными проявлениями как аффективная привязанность к маме, несформированность коммуникативной сферы. В данном случае мы работали над снятием психо-эмоционального напряжения. Для этого использовали комплексы игр, легкое ненавязчивое музыкальное сопровождение. Благодаря тому, что в процесс адаптации были включены специалисты и педагоги группы был возможен индивидуальный подход к каждому ребенку в работе по снижению его психо-эмоционального напряжения. В работе над развитием коммуникативной сферы мы также использовали комплексы игр. Основной целью здесь было от игры рядом привести детей к игре вместе.
На следующем этапе время увеличивалось до 2-х часов, дети находились в группе уже без родителей. Именно на этом этапе мы столкнулись с психосоматическими проявлениями (например, у ребенка могла подняться температура на фоне стресса). Не все дети легко переносили разлуку с мамой. Тревожным детям мы уделяли больше внимание, старались регулировать их эмоциональное состояние, вовлекали их в игровую или творческую деятельность.
На третьем этапе дети находились в группе 4 часа, соответственно уже питались. Именно здесь сказался низкий уровень навыков самообслуживания. Благодаря задействованности педагогов нам удалось решить эту проблему индивидуальным подходом к каждому ребенку. Взрослые помогали каждому ребенку правильно сесть на стульчик, взять чашку или ложку. Зачастую нами использовался метод «рука в руке».
Четвертый этап включал в себя дневной сон, пребывание в группе было увеличено. В период перехода ко сну негативное влияние показали вредные привычки, такие как сосание соски, бутылочки, а также грудное вскармливание. Соски и бутылочки мы просили родителей обрабатывать дома. В бутылочки мы наливали питьевую воду, взятую с кухни. В ситуации с грудным вскармливанием было сложнее: ребенка отвлекали игрушкой, сидели рядом, пока он не заснет.
Сразу отмечу, что бутылочки и соски давали не долго. При отсутствии острой необходимости, их не предлагали ребенку. Постепенно дети стали засыпать спокойно без них.
На пятом этапе родители забирали детей после ужина. В дальнейшем длительность нахождения ребенка в группе на усмотрение родителей.
Благодаря такой поэтапной и последовательной работе в конце учебного года мы получили высокие результаты:
Всего 16 детей.
Лёгкая степень адаптации – 13 детей (81%)
Средняя степень адаптации – 3 ребенка (19%)
Тяжёлая степень адаптации – 0 детей (0%)
Полученные данные указывают на эффективность выбранного нами подхода к адаптации. Поэтапная работа способствовала созданию условий для более плавного перехода от семьи к детскому саду. Привлечение к занятиям родителей на первом этапе адаптации помогло им стать ближе к своим детям, а в дальнейшем более спокойно переносить расставание с малышами.