Кристина Казиева
Поддержка родителей в период адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка в дошкольное учреждение- процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение- все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
Публикация «Поддержка родителей в период адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь.
На протяжении ряда лет воспитатели нашего дошкольного учреждения пытались решить проблему адаптации, для того чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным. Мы были обеспокоены повышенной тревогой со стороны родителей. Приводя ребенка в детский сад, мамы проявляли беспокойство по поводу того, что их любимое чадо начинало громко плакать. Они стояли под дверьми группы, готовые кинуться в группу по любому зову ребенка. На прогулке издалека наблюдали за гуляющими детьми. Испытывали беспомощность и растерянность когда не могли привести ребенка без крика и слез в детский сад… и т. п. Все это вызвано на наш взгляд тем, что родители мало информированы в вопросах адаптации, или же нежеланием прислушаться к советам педагогов.
Мы начали свою работу с консультации педагогов «Роль педагога в безболезненной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ», для создания благоприятного психологического климата и комфортных условий в адаптационный период. В ходе консультации педагоги выделили наиболее важные задачи и пути их решения. Продумали педагогическое сопровождение семьи в вопросах адаптации, запланировали различные формы работы с родителями и анкетирование родителей с целью выявления готовности их ребенка к детскому саду.
Продолжением нашей работы была встреча с родителями, где педагоги провели консультацию на тему «Адаптация детей раннего возраста к детскому саду» и анкетирование «Готов ли ребенок к детскому саду?» В анкете затрагивались такие вопросы как: преобладающее настроение ребенка; продолжительность сна; привязанность к кому-либо из членов семьи; чем интересуется ребенок и о многом другом. Отвечая на вопросы анкеты, родители смогли самостоятельно оценить степень готовности ребенка к новым условиям на основе своих наблюдений и семейного опыта, а также смогли увидеть возможные трудности. По результатам анкет лишь 27% родителей посчитали, что их ребенок готов к детскому саду. У 45%- дети условно готовы, а 28% - считают что ребенок совсем не готов. Родители сразу же поделились своими переживаниями.
Полученные в результате анкетирования сведения помогли нам оказать психологическую помощь родителям, а именно успокоить взрослых. Мы рассказали родителям, чем будет заниматься их ребенок в течении дня, во что играть, где спать, что кушать, что все медицинские и закаливающие процедуры будут проводиться только с их согласия. Раздали памятки родителям «Как подготовить ребенка к детскому саду», чтобы стресс для ребенка был менее болезненным и не затянулся на долгие недели. Памятки познакомили родителей с режимными моментами ДОУ, факторами влияющими на характер привыкания (привычки, темперамент, возраст ребенка, а также родители узнали, как подготовить малыша к новому для него периоду.
По итогам бесед с родителями мы организовали встречу, где родители высказали свои пожелания и предложения. А также познакомили их с примерным перечнем тем, наиболее актуальных для данного возраста(«Особенности развития детей раннего возраста», «Кризис трех лет», «Создание предметно-развивающей среды в домашних условиях», «Развитие сенсорных способностей для детей раннего возраста» и др.)
Эти встречи, помогли родителям повысить уровень психолого- педагогической грамотности в вопросах адаптации ребенка к ДОУ; узнать как правильно организовать первые дни пребывания малыша в дошкольном учреждении. А нам дали сведения о личностных особенностях их ребенка, о чертах семейного воспитания, способах психологической поддержки.
В сентябре месяце, мы еще раз провели анкетирование на тему: «Адаптация ребенка к ДОУ». Анкетирования показали: 40% родителей- испытывают трудности в период адаптации малыша к условиям дошкольного учреждения: (не могут привыкнуть к требованиям детского сада; в семье отсутствует режим, совпадающий с режимом дошкольного учреждения; у ребенка имеются своеобразные привычки; отсутствуют элементарные культурно-гигиенические навыки, 20% – нуждаются в индивидуальных консультациях специалистов по вопросам: детских страхов, агрессивного поведения, непослушания и т. п.
В результате анализа ситуации мы пришли к выводу, что нам необходимо совместное обсуждение вопросов адаптации. И совместно с методистом, педагогом-психологом и воспитателями 1-й младшей группы разработан проект «Родительские гостиные».Проект был рассчитан на учебный год т. к. малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми продолжается довольно длительное время). Проект должен был привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами группы. Сплочению родителей и привлечению их к участию в жизни группы, а для детей - облегчить процесс адаптации к детскому образовательному учреждению.
Первое совместное детско-родительское мероприятие прошло в октябре месяце. В начале мероприятия выступила педагог-психолог, она познакомила родителей с особенностями развития детей раннего возраста, основными показателями нервно-психического развития. Затем совместно с педагогом группы провела занятие «В гости к ежику». Для того чтобы обогатить знания родителей о развитии тактильной чувствительности их познакомили с массажем ладошек при помощи Су-Джок; научили проводить с детьми пальчиковую гимнастику в домашних условиях и для снятия мышечного напряжения познакомили с элементами телесно-ориентированной терапии. Итогом мероприятия стала выставка совместной деятельности детей и родителей – «Грибочки ежику» из соленого теста, причем весь процесс замешивания теста и лепки грибочков происходил совместно с ребенком. Было много положительных отзывов со стороны родителей о проведенном мероприятии. Оно очень их заинтересовало, но возникли и вопросы, на которые родители хотели получить ответы.
Для анализа ситуаций в первом совместном мероприятии, мы предложили родителям анонимно поделится своими впечатления и установили в раздевалке группы «Почтовый ящик». Если у родителя возникал вопрос, или же пожелание, предложение, он мог воспользоваться этим почтовым ящиком. Вопросы, которые часто повторялись, мы рассматривали совместно. Так на вопрос родителей : «Что делать, если ребенок плохо кушает?» мы предложили использовать «волшебную тарелочку». С горящими глазами и большой осторожностью детки с родителями украшали, лица на тарелочках вкусной и полезной едой. А когда им было предложено еще и попробовать всю эту красоту – детскому восторгу не было предела. Родители, чьи дети плохо кушали, решили использовать «волшебную тарелочку» дома.
Второе детско-родительское мероприятие проходило в ноябре-«Мама- солнышко мое». По запросу родителей вначале мероприятия с рекомендациями выступила педагог-психолог на тему: «Чем занять ребенка дома?». Эта детско-родительская встреча также, как и предыдущая проводилась с педагогом группы. Для установления эмоциональных и телесных контактов между родителями и детьми и расширением возможностей понимания своего ребенка мы вновь познакомили родителей с тактильной игрой «Ладошечка», «Водичка, водичка…» Для пополнения коллекции пальчиковых игр, которые родители могут использовать дома, разучили игру «Мальчик с пальчик». Но больше всего эмоций, как у детей, так и у их родителей вызвала совместная работа-«Рисование цветным песком»-которая была направлена на снятие напряжение, снижение тревоги, поднятия настроения. Итогом этого мероприятия стала выставка песочных картин в раздевалке группы.
В ходе детско-родительских встреч нами был отмечен положительный результат. Родители сами стали предлагать темы, которые их интересуют для новых встреч, мы стали анализировать проблемные ситуации совместно с родителями. А они отмечали, что у детей, чьи родители принимали активное участие в проекте, адаптация проходит в средней и легкой форме. Данные родители на собственном примере объясняли другим родителям, насколько полезны, такие встречи для их детей. Конечно для нас, для сотрудников детского сада это очень большое достижение.
В декабре месяце была проведена еще одна детско-родительская встреча «Зайчики в зимнем лесу». На этот раз желающих принять участие из числа взрослых было больше. Проводить это занятия педагогу-психологу помогала инструктор по физическому воспитанию (само мероприятие тоже проходило в физкультурном зале). Инструктор по физическому воспитанию рассказала родителям о том, как важно приобщать малыша к физическим упражнениям и приучать ребенка к утренней гимнастике. Ну, а после вступительного слова, мы все вместе отправились в зимний лес. По отзывам родителей, эта встреча доставила им огромную радость от взаимодействия друг с другом (подвижная игра «Лиса и зайцы» дети были зайчатами, а мамы по очереди лисичками, которые их ловили). Помогла им открыто и искренне, выражать свои чувства (хвалить, обнимать, целовать ребенка). Родители были удивлены когда узнали чем можно рисовать дома, не имея под рукой кисточки или карандаша (нетрадиционный метод рисования, при помощи пакетов и скалки). Дети не могли дождаться своей очереди, чтобы испробовать такой «художественный инструмент». Затем ребята приклеивали кусочки ваты, делали для себя новые открытия: щупали, отрывали, приклеивали. Итогом стала замечательная коллективная работа «Зайчики в зимнем лесу». Родители отметили, что это прекрасная возможность для каждого ребенка проявить свои способности, почувствовать свою значимость, свои возможности, а для них проявить свои коммуникабельные и творческие способности в общении с ребенком и другими семьями. После проведения занятия и для анализа выполненных действий, в раздевалке группы был оформлен стенд с детско-родительского занятия.
Исходя, из потребностей родителей (после январских праздников дети вновь стали с плачем приходить в детский сад) в январе месяце прошло детско-родительское мероприятие «Капелька в гостях у ребят». Мероприятие было направленно на создание положительной эмоциональной обстановки в группе, снятия психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности и тревоги. Педагог- психолог продолжила знакомить родителей и детей с элементами песочной терапии (Игра «Секретики», «Кого не стало?») и телесно- ориентированной терапии (Упражнение «Рисуем на ладошках» «Ветер, ветерочек»).Родители познакомились с еще одним методом нетрадиционного рисования, который стали использовать в домашних условиях (рисование свечкой).После мероприятия была организованна выставка работ.
По запросу мамы Эрика А., а также для воспитания доброты, заботливого отношение к братьям нашим меньшим, в феврале прошло детско-родительское мероприятие «Кузя в гостях у ребят». На этой же встрече родители вместе с детьми учились изготавливать поделки из природного материала. В гости к детям пришел черепашенок Кузя. Ребята кормили черепашку, гладили ее, строили для нее домик. Во время этой встречи педагог- психолог обратила внимание на Эрика, который был очень напряжен, зажат и скован, боялся подойти к черепашке. Чтобы раскрепостить ребенка, снять нервно-психическое напряжение, педагог- психолог предложила поиграть с чудо- парашютом (Игра «Волны», «Волшебный пузырь»). К концу занятия Эрик стал вести себя спокойно. Итогом данного мероприятия стали совместные работы из природного материала, которые поместили на стенд раздевалке.
Чтобы каждый родитель принял участие в жизни ребенка в детском саду, для повышения педагогической культуры родителей и совместной работы по обмену опытом, в феврале месяце на родительском собрании, которое состоялось в феврале месяце, мы предложили родителям создать общий групповой альбом, под названием «Моя любимая группа». Куда поместили фото совместных мероприятий, отзывы родителей и коллективные работы. Альбом был в форме «раскладушки». Над созданием альбома трудились почти все родители, а фоном стали разноцветные отпечатки ладошек любимых деток.
Просматривая «родительскую почту» и анализируя вопросы и запросы мам и пап, в марте месяце прошло детско-родительское мероприятие «Путешествие в страну Веснянки», для формирования навыков взаимодействия родителей с детьми через игровую деятельность. Во время этой встречи мы научили родителей рисовать «волшебными красками»- при помощи ниток, дети только помогали окунать нитки в краску- это был фон будущей картины, затем ребята с помощью мам приклеили на разноцветные полянки цветочки. Хочется отметить, как данное мероприятие помогло восстановить гармоничное эмоциональное состояние ребенка на примере девочки из этой группы. Заира А. долгое время отсутствовала по болезни и в начале занятия все время «цеплялась» за маму, не желая ничего делать. Если же мама старалась убрать руку своей дочери, она начинала громко плакать. Нами было предложено взять Заиру на руки обнять ее и успокоить. Спокойно посидеть с ней в сторонке. Педагог-психолог и дети продолжали свое путешествие, затем сели рисовать «волшебными» красками. Заира сидевшая на коленях у мамы стала проявлять интерес к происходящему за столами. Спрыгнула с коленок и, взяв за руку маму, повела ее к столу. Процесс рисования ее так увлек, что она стала улыбаться и отпустила мамину руку. В конце мероприятия она уже «вернулась» на поезде с детьми в детский сад. И спокойно пошла в группу. В конце мероприятия оформили выставку работ.
В апреле месяце провели детско-родительское мероприятия для формирования совместной игровой и коммуникативной деятельности родителей и детей «О чем поют воробушки». Отзывы родителей показали, что занятие помогло им почувствовать себя причастными к образованию своего ребенка. А мы в свою очередь познакомили их с простыми дыхательными упражнениями «Подуй на перышко», «Сильный, слабый ветерок» и поиграли в подвижную игру «Воробушки и кот»- где в роли кота были родители. В конце занятия продолжили вместе с мамами оформлять совместные работы и оформили стенд.
В рамках этого детско-родительского проекта мы познакомили родителей с проблемами адаптации ребенка. Помогли включиться им в образовательный процесс, познакомили с разными способами сотрудничества с ребенком. Родители получили знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей. Помогли установить длительные дружеские связи с другими родителями; понять важность организации игровой деятельности дома; увидеть своего ребенка в группе сверстников, дать более объективную оценку достижений.
У детей возникла позитивная связь между семьей и детским садом; сформировалось более доверительное отношение к работающим в группе взрослым; присутствие и участие родителей в занятиях доставляло детям особое удовольствие, благоприятствовало их успехам, у некоторых детей, после таких мероприятий наблюдалась положительная динамика в речи.
В мае месяце на итоговом родительском собрании мы провели анкетирование родителей «Анкета удовлетворённости родителей работой детского сада», а также попросили родителей письменно оформить свои пожелания и интересующие их вопросы.
А уже на итоговом педсовете где участниками были педагоги нашего ДОУ и родители первой младшей группы, педагог-психолог поделилась результатами анкетирования. По итогам анкетирования: 54% родителей оценили организацию адаптационного периода на отлично, 37% - хорошо, 9% - удовлетворительно, неудовлетворительных оценок нет. Проанализировав, результаты анкет запросов и пожеланий родителей мы пришли, к выводу: что проведение комплексных психолого-педагогических мероприятий, тесное взаимодействие специалистов ДОУ и семьи позволило эффективно снизить количество детей с тяжелой степенью адаптации, а также повысило компетентность педагогов и родителей в вопросах организации и прохождения адаптационного периода.
Данный положительный опыт мы обязательно будем использовать в дальнейшей работе с детьми раннего возраста, чтобы обеспечить вновь прибывшим детям лёгкую степень адаптации к условиям ДОУ.
Библиографический список
1. И. В. Ганичева «Телесно- ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми», Москва, «Национальный книжный центр», 2014г.
2. О. Новикова «Весёлые пальчиковые игры», Москва-Санкт-Петербург,
издательство «Сова»,2015г.
3. И. Светлова «Развиваем мелкую моторику», Москва, «Владос»,2015г.
4. Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Чудеса на песке. Песочная игротерапия, Санкт- Петербург, издательство: Институт специальной педагогики и психологии, 2013г.
5. Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», Воронеж, издательство «Учитель», 2012г.