Лилия Дружко
Особенности организации логопедического сопровождения детей с ТНР в условиях логопункта ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации логопедического сопровождения детей с ТНР в условиях логопункта ДОУ.
Подготовила:
учитель-логопед МДОУ ЦРР
«Кристаллик» - детский сад №30
г. Железногорска, Курской области
Дружко Лилия Владимировна
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного возраста независимо от его особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Публикация «Особенности организации логопедического сопровождения детей с ТНР в условиях логопункта ДОУ» размещена в разделах
Детей с речевыми нарушениями можно считать группой педагогического риска, так как их особенности развития затрудняют формирование готовности к школьному обучению. Проявление тяжелого нарушения речи значительно затрудняют полноценное и своевременное усвоение детьми таких образовательных областей как социально – коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, общее недоразвитие речи, РДА, заикание) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствует в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и связной речи. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Воспитанники с нарушениями речи нуждаются в особой организации коррекционно-развивающего процесса, содержание и формы которого должны учитывать возможности данного контингента детей,в зависимости от тяжести дефекта. С целью осуществления коррекционной работы на базе МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30 функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.
Цель работы логопеда ДОУ : оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Задачи логопедической службы ДОУ :
- осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста;
- предупреждать нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;
- развивать у детей дошкольного возраста произвольное внимание к звуковой стороне речи;
- вести пропаганду логопедических занятий среди педагогов МКДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);
- воспитывать у детей стремление преодолевать недостатки речи, сохранять эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;
- совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;
- интегрировать воспитание и обучение детей общеобразовательной группы с получением специализированной помощи в развитии речи.
В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям.
В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (94%, 5–6 лет (89%). При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего (подготовительного) возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей.
В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.
Детей имеющих сложные речевые дефекты рассматривают на заседании Пк ДОУ, рекомендуют посещение и консультацию ПМПк по месту жительства.
Но зачастую, родители не соглашаются менять дошкольное образовательное учреждение и дети имеющие сложный речевой дефект остаются,в статусе ребенка с ОВЗ, на логопункте детского сада. Для таких детей разрабатываются индивидуальные коррекционные маршруты, адаптивные образовательные программы в зависимости от сложности и специфики дефекта. Разработка и реализация индивидуального маршрута развития реб нка с ОВЗ включает в себя:
-мониторинг индивидуального психо-речевого развития;
-коррекцию речевой функции;
-коррекцию речевого дыхания;
-логопедический массаж;
-использование в коррекционном процессе кинезиотейпирования:
-темпо-ритмическую организацию движений;
-кинезиологические упражнения на развитие межполушарных взаимодействий;
-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
В коррекционную работу с данной категорией детей стараемся подключить и психологическую службу, узких специалистов дошкольного учреждения и конечно, воспитателей и родителей.
Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий:
-работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. В отличие от специализированного ДОУ (групп, задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Логопед на логопункте для воспитателя все равно что повар, у каждого своя работа. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы;
- в логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.);
- для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т. Б., Ушаковой О. С., Ткаченко Т. А., Грибовой. О. Е., Громовой О. Е., Соломатиной Г. Н., Коноваленко В. В и С. В. и др. ;
-логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю);
-логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада. Зачисление детей на логопедические занятия происходит через ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию, которая ставит речевое заключение, дает родителям и логопеду официальный документ.
По количеству одновременно занимающихся и общему количеству детей, прошедших через занятия в логопедическом пункте в течение учебного года, целесообразно определять как максимальное, так и минимальное число занимающихся. При наличии большого количества детей с тяжелыми нарушениями речи невозможно вписать во временные рамки рабочего времени логопеда более чем 12 детей. В то же время при выявлении у большинства детей только легких недостатков речи можно проводить занятия и с 20 детьми. То же касается и сроков коррекционной работы, и основных форм организации коррекционно-речевой работы и частоты проведения занятий.
Основной формой работы с дошкольниками в логопункте детского сада являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Это объясняется следующими причинами:
-необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты;
-различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы;
-различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами;
-индивидуальным темпом усвоения материала;
-необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков;
-соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.
Эти и некоторые другие причины не позволяют организовывать стабильные подгруппы детей для проведения логопедических занятий : подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны.
Коррекционная работа на логопункте ДОУ с детьми имеющими тяжелые нарушения речи ведется на протяжении двух лет (старшая и подготовительная группы, по окончании дети, согласно мониторинга, в большинстве случаев имеют положительную динамику, что дает возможность продолжить обучение в общеобразовательных учреждения.
Исходя из вышеизложенного, хочу отметить, что несмотря на увеличение количества детей с ТНР в дошкольных образовательных учреждения, коррекционная помощь всесторонне оказывается, дети и родители не остаются без логопедического сопровождения, что способствует дальнейшему благоприятному прогнозу обучаемости и адаптации воспитанников.