Лучший педагог года

Особенности организации логопедического сопровождения детей с ТНР в условиях логопункта ДОУ

Лилия Дружко
Особенности организации логопедического сопровождения детей с ТНР в условиях логопункта ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности организации логопедического сопровождения детей с ТНР в условиях логопункта ДОУ.

Подготовила:

учитель-логопед МДОУ ЦРР

«Кристаллик» - детский сад №30

г. Железногорска, Курской области

Дружко Лилия Владимировна

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного возраста независимо от его особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья.

Публикация «Особенности организации логопедического сопровождения детей с ТНР в условиях логопункта ДОУ» размещена в разделах

Детей с речевыми нарушениями можно считать группой педагогического риска, так как их особенности развития затрудняют формирование готовности к школьному обучению. Проявление тяжелого нарушения речи значительно затрудняют полноценное и своевременное усвоение детьми таких образовательных областей как социально – коммуникативное, познавательное, речевое развитие. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, общее недоразвитие речи, РДА, заикание) и в меньшей степени – функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у таких детей присутствует в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и связной речи. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем ведут к закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Воспитанники с нарушениями речи нуждаются в особой организации коррекционно-развивающего процесса, содержание и формы которого должны учитывать возможности данного контингента детей,в зависимости от тяжести дефекта. С целью осуществления коррекционной работы на базе МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30 функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.

Цель работы логопеда ДОУ : оказание своевременной коррекционно-развивающей помощи детям дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи логопедической службы ДОУ :

- осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений у детей дошкольного возраста;

- предупреждать нарушения устной и письменной речи у детей дошкольного возраста;

- развивать у детей дошкольного возраста произвольное внимание к звуковой стороне речи;

- вести пропаганду логопедических занятий среди педагогов МКДОУ, родителей воспитанников (лиц их замещающих);

- воспитывать у детей стремление преодолевать недостатки речи, сохранять эмоциональное благополучие в своей адаптивной среде;

- совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника;

- интегрировать воспитание и обучение детей общеобразовательной группы с получением специализированной помощи в развитии речи.

В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно – предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно – правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ и сдерживающей оказание своевременной логопедической помощи детям.

В среднем и старшем возрасте отклонения в овладении речью усложняются, переходят в различные формы речевых нарушений. Самое большое количество детей с речевыми нарушениями выявлено в возрасте 4–5 лет (94%, 5–6 лет (89%). При этом помощь в рамках дошкольного логопункта получают только дети старшего (подготовительного) возраста, а с младшими работа сводится к созданию банка данных о речевых нарушениях и консультированию родителей.

В ходе профилактической работы в сентябре и мае проводится логопедическое обследование младших и средних групп детского сада, анализ медицинских карт. Заполняются протоколы обследования, уточняются логопедические заключения и проводится индивидуальное консультирование родителей и воспитателей по результатам проведенного обследования, где даются соответствующие рекомендации.

Детей имеющих сложные речевые дефекты рассматривают на заседании Пк ДОУ, рекомендуют посещение и консультацию ПМПк по месту жительства.

Но зачастую, родители не соглашаются менять дошкольное образовательное учреждение и дети имеющие сложный речевой дефект остаются,в статусе ребенка с ОВЗ, на логопункте детского сада. Для таких детей разрабатываются индивидуальные коррекционные маршруты, адаптивные образовательные программы в зависимости от сложности и специфики дефекта. Разработка и реализация индивидуального маршрута развития реб нка с ОВЗ включает в себя:

-мониторинг индивидуального психо-речевого развития;

-коррекцию речевой функции;

-коррекцию речевого дыхания;

-логопедический массаж;

-использование в коррекционном процессе кинезиотейпирования:

-темпо-ритмическую организацию движений;

-кинезиологические упражнения на развитие межполушарных взаимодействий;

-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

В коррекционную работу с данной категорией детей стараемся подключить и психологическую службу, узких специалистов дошкольного учреждения и конечно, воспитателей и родителей.

Какова же специфика работы на дошкольном логопункте и чем отличается работа логопеда логопункта от работы логопеда в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи? Можно назвать несколько основных отличий:

-работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ. В отличие от специализированного ДОУ (групп, задача коррекции речи в логопункте является дополнительной. В расписании детей нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится очень тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной образовательной программы. Логопед на логопункте для воспитателя все равно что повар, у каждого своя работа. Педагоги работают по своим планам, испытывают трудности при контроле за правильным произношением звуков, не имеют стимула в выполнении этой работы;

- в логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями (ФФНР, ОНР, логоневроз, дизартрия, дислалия и др.);

- для работы логопунктов в настоящее время не существует коррекционной программы, в своей работе мы опираемся на современные технологии и разработки Филичевой Т. Б., Ушаковой О. С., Ткаченко Т. А., Грибовой. О. Е., Громовой О. Е., Соломатиной Г. Н., Коноваленко В. В и С. В. и др. ;

-логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю);

-логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада. Зачисление детей на логопедические занятия происходит через ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию, которая ставит речевое заключение, дает родителям и логопеду официальный документ.

По количеству одновременно занимающихся и общему количеству детей, прошедших через занятия в логопедическом пункте в течение учебного года, целесообразно определять как максимальное, так и минимальное число занимающихся. При наличии большого количества детей с тяжелыми нарушениями речи невозможно вписать во временные рамки рабочего времени логопеда более чем 12 детей. В то же время при выявлении у большинства детей только легких недостатков речи можно проводить занятия и с 20 детьми. То же касается и сроков коррекционной работы, и основных форм организации коррекционно-речевой работы и частоты проведения занятий.

Основной формой работы с дошкольниками в логопункте детского сада являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Это объясняется следующими причинами:

-необходимостью подстраиваться под общеразвивающие групповые занятия и режимные моменты;

-различной структурой дефектов произношения у детей одной и той же возрастной группы;

-различным уровнем сформированности когнитивных процессов у детей со схожими по структуре дефектами;

-индивидуальным темпом усвоения материала;

-необходимостью вовлечения в работу сразу нескольких нарушенных в произношении звуков;

-соматической ослабленностью детей, влекущей за собой многочисленные пропуски по болезни, которые значительно задерживают процесс коррекции нарушений речи ребенка.

Эти и некоторые другие причины не позволяют организовывать стабильные подгруппы детей для проведения логопедических занятий : подгруппы детей имеют непостоянный состав и очень подвижны.

Коррекционная работа на логопункте ДОУ с детьми имеющими тяжелые нарушения речи ведется на протяжении двух лет (старшая и подготовительная группы, по окончании дети, согласно мониторинга, в большинстве случаев имеют положительную динамику, что дает возможность продолжить обучение в общеобразовательных учреждения.

Исходя из вышеизложенного, хочу отметить, что несмотря на увеличение количества детей с ТНР в дошкольных образовательных учреждения, коррекционная помощь всесторонне оказывается, дети и родители не остаются без логопедического сопровождения, что способствует дальнейшему благоприятному прогнозу обучаемости и адаптации воспитанников.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет)Методическая мастерская «Особенности организации спортивно-оздоровительных секций в ДОУ» (фотоотчет) 25 апреля 2018 года на базе МБДОУ № 15 прошло очередное заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной средыОсобенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации «Эффективность организации комплексного сопровождения ребёнка в период адаптации» Выступление Кузнецовой Т. В. ,воспитателя МДОУ «Сланцевский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации логопедического сопровождения детей с ТНР в условиях логопункта ДОУ
Опубликовано: 21 октября 2021 в 18:53
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации логопедического сопровождения детей с ТНР в условиях логопункта ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Дружко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД