Шардина Ольга
Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьей
2 слайд: Семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Публикация «Особенности организации интерактивных форм взаимодействия с семьей» размещена в разделах
И наша цель сегодня – спроектировать современную (идеальную) систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения, разработать и принять современные принципы взаимодействия с родителями, так как в настоящее время возникла проблема недостатка взаимопонимания между родителями и воспитателями.
3 слайд: Причины непонимания между родителями и педагогами (по мнению педагогов ДОУ) :
- родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;
- родители равнодушны к своим детям и детскому саду;
- перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;
- низкий культурный и педагогический уровень родителей.
4 слайд: Причины непонимания между родителями и педагогами (по мнению родителей воспитанников) :
- невнимание к детям со стороны воспитателя;
- не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по изо деятельности и ручному труду);
- только поучают: так надо и так;
- много негативного говорят про ребенка и мало хорошего;
- что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;
- мало практической информации.
5 слайд:
Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями. Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи. Родители допускаются в ДОУ, когда это требуется, - для благоустройства, на праздники, для озеленения, на собрание. В остальные дни двери детского сада закрыты.
Педагоги искренне полагают, что их миссия – поучать, контролировать семью, указывать ей на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие способы и формы работы с семьей с доминированием монолога педагога. Сам ребенок и его интересы нередко выпадают из поля зрения и родителей, и воспитателей. Взрослые озабочены своими амбициями, доказательством друг другу своей правоты и компетентности.
Сотрудничество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров и уважительных отношений друг другу.
6 слайд: Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является их взаимодействие, в котором родители не пассивные наблюдатели воспитательного процесса, а активные участники.
Существуют разные формы взаимодействия с родителями : традиционные (собрания, консультации, тематические беседы) и нетрадиционные - построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
В свою очередь все эти формы взаимодействия с родителями делятся на пассивные, активные, интерактивные. В разных источниках по-разному описывается деление на пассивные, активные и интерактивные формы. Мы для себя разделили таким образом:
7 слайд: пассивные:
• Традиционные родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.
• Педагогические беседы, тематические консультации
• Анкетирование
• Наглядно-информационные
- видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
- фотографии,
- выставки детских работ,
- стенды,
- ширмы,
- папки-передвижки.
В этом случае родители являются пассивными слушателями или зрителями.
8 слайд: Если родители во время традиционного родительского собрания вступают в диалог, выражают мнение, обсуждают наболевшие вопросы, то форма переходит в активную форму. А также к ней мы отнесли:
- Мастер-класс
-Изготовление чего-либо или совместно с детьми.
-Лекция –диалог
-Пресс- конференция с родителями
-Круглый -стол
9 слайд: к интерактивным формам мы отнесли, такое взаимодействие с родителями, где происходит сочетание нескольких методов взаимодействия – главной отличительной чертой интерактивных форм взаимодействия с семьей является инициативность родителей, которую стимулирует педагог.
Интерактивные формы основаны на принципах взаимодействия, активности родителей, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.
Создается среда общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность самооценки и контроля.
Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя информацию, и выполняет функцию помощника.
Ход и результат обучающего процесса приобретает личную значимость для всех участников и позволяет развить способность самостоятельного решения проблемы.
В нашей работе мы широко используем такие формы интерактивного взаимодействия с семьей, как:
10 слайд: презентация: это один из самых эффективных методов наглядного варианта лекционного и практического материала.
11 слайд: тренинг детско-родительского взаимодействия. Тренинг развивает у родителей не только навыки межличностного взаимодействия, но и повышения общего уровня их компетентности.
12 слей: Case-study(кейс-стадии) -анализ конкретных практических ситуаций: эта форма основана на комплектовании наборов (Кейсов) текстовых, учебно-методических материалов с использованием различных видов носителей информации (печатной, мультимедиа, видео). В основе этой формы лежит описание конкретных эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера родитель вживается в конкретные обстоятельства, понимает ситуацию, оценивает обстановку,определяет есть ли в ней проблема и в чем ее суть.
Цель этой формы научить родителя анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути их решения, оценивать их, находить оптимальный вариант.
13 слайд: Интерактивная игра (деловая игра) : это форма представляет собой в комплексе ролевую игру с различными,зачастую противоположными интересами ее участников и необходимостью принятия какого-либо решения по окончанию или в ходе игры. Игра помогает формировать такие важные ключевые компетенции как коммуникативные способности, толерантность, самостоятельность мышления.
14 слайд: Квест: эта форма взаимодействия взрослых или взрослых и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи через реализацию определенного сюжета.
Квест дает возможность в качестве загадок включать деятельные проектные задания, что позволяет участникам осваивать новые знания, планировать, прогнозировать, добиваться результата, совершенствовать свои качества.
15 слайд: Для того, чтобы организовать встречу с родителями с применением интерактивных форм и методов работы, необходимо знать правила организации :
1. В работу должны быть вовлечены все участники встречи.
2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе.
3. Количество участников не должно быть много. Оптимальное количество – 25 человек.
4. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
5. Соблюдение внутренних правил и регламента. Например: все участники должны проявлять терпимость к любой точке зрения и т. д.
6. Надо внимательно отнестись к делению участников на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности, затем можно воспользоваться принципом случайного выбора.
16 слайд: существуют обязательные условия организации интерактивного обучения :
• Доверительные, позитивные отношения
• Демократический стиль
• Сотрудничество в процессе общения между собой.
• Опора на личный опыт родителей, включение ярких примеров, фактов, образов.
• Многообразие форм и методов предоставление информации, форм деятельности.
• Включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации родителей.
•
17слайд: И подводя итог мы видим,что необходимость организовывать взаимодействие педагога с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой либо помощи детскому саду со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка.
От совместной работы педагога и родителей выигрывают все стороны учебно-воспитательного процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения. Главное же заключается в том,что дети,оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше усваиваются знания и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.