Светлана Титаренко
Особенности общения застенчивого ребёнка со взрослыми и сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности общения застенчивого ребёнка с взрослыми и сверстниками.
В русском языке слово «застенчивый» образовано от глагола «застить» и толкуется словарём В. И. Даля как охотник застеняться, не показываться; неразвязный, несмелый; робкий и излишне совестливый или стыдливый; неуместно скромный и робкий; непривычный к людям, робкий и молчаливый.
Словарь Уэбстера определяет застенчивость как «неловкость в присутствии других людей».
Темочки:
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Американский психолог Ф. Зимбардо в своей книге «Застенчивость» говорит о том, что «быть застенчивым» - значит быть трудным для сближения по причине робости, осторожности или недоверия. Застенчивый человек «опаслив, не расположен к встречам или контактам с каким-либо определённым лицом или предметом». «Впечатлительный, робкий, уклоняющийся от отстаивания своих прав, застенчивый человек может быть «склонен к уединению или скрытен по причине неуверенности в себе или из-за боязни домогательств своего антипода, «сомнительной, подозрительной, «темной» личности».
Веденичева А. В., прежде чем раскрыть понятие застенчивости, определила такие понятия как стеснительность, стыдливость, робость.
Стеснительность проявляется в том, что ребёнок смущается, теряется, испытывает неловкость, замешательство без видимой на то объективной причины.
Стыдливость проявляется в том, что ребёнок приходит в смущение по какой-либо объективной причине (поступил не так, как требуют нормы поведения).
Робость проявляется в том, что ребёнок не уверен в себе, в своём поведении, несмел в отношениях с людьми.
Таким образом, застенчивость – это совокупность индивидуальных особенностей характера, проявляющихся в робости, стеснительности, часто молчаливости, сопровождающихся эмоциональной скованностью, которые приводят, в конечном счёте, к «укоренению» отрицательных привычек поведения и соответствующих качеств личности.
Застенчивость появляется только при взаимодействии людей в обществе, это одно из проявлений взаимоотношений людей. И Платонов К. О., подтверждая это, приводит пример о Робинзоне Крузо. Он пишет, что у этого героя на необитаемом острове в трудных условиях могла появиться растерянность, напряженность. Но застенчивость, пока он был один, появиться у него не смогла бы. «Она не смогла проявиться ни как психический процесс, ни как свойство личности». При всём при этом, застенчивость, как свойство личности у человека, попавшего на остров, могла сформироваться раньше и быть в скрытом состоянии. Следовательно, застенчивость – это явление социально обусловленное.
Исследования Зимбардо Ф,. Галигузовой Л. Н., Гаспаровой Е. показали, что застенчивость, как индивидуальная особенность проявляется в поведении ребёнка достаточно рано. Нередко её предпосылки отчётливо прослеживаются уже в раннем возрасте, а в младшем дошкольном возрасте эти качества уже во многом определяют поведение ребёнка. Застенчивый ребёнок не умеет, и не решаются вступать в контакты с другими малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых. В детском учреждении он адаптируется медленно, с большим трудом. Любая ситуация, где нужно публично выступать, полностью парализует таких детей. Неуверенность в себе, в собственных силах, боязнь не понравиться, делают ребёнка совершенно беспомощным. Внешние проявления застенчивости сразу бросаются в глаза. Застенчивые дети очень скованны в движениях, при общении с взрослыми принимают вынужденную напряжённую позу, сутулятся, нагибают голову, теребят руки и волосы, трогают волосы и лицо. Такие дети избегают встречаться с собеседником глазами, а если встречаются – отводят взгляд, отворачиваются. Основное стремление – не привлечь к себе внимание, быть незаметным, остаться в стороне. Галигузова Л. Н. отмечает, что «характерной особенностью общения застенчивого ребёнка являются прерывистость, цикличность: затруднения в общении могут на время преодолеваться, когда ребёнок чувствует себя свободно и раскрепощено, и возникать вновь при каких – либо затруднениях. Некоторые признаки застенчивости встречаются у многих малышей в раннем возрасте. Как отмечает Гаспарова Е., это ещё не говорит о том, что они будут застенчивы в дошкольном возрасте. При разумной организации жизни ребёнка, с учётом его индивидуальных особенностей и при внимательном руководстве со стороны взрослого, вполне возможно предотвратить развитие застенчивости. Если ребёнка «планомерно приобщать к обществу», то у него формируется спокойное и адекватное отношение к посторонним, взрослым и детям, развиваются необходимые навыки общения, совершенствуется речь, появляются первые совместные действия.
Но если говорить о дошкольном возрасте, то Ильин Е. П., опираясь на данные, полученные Галигузовой Л. Н., говорит о сензетивном периоде для проявления застенчивости. В лонгитюдном исследовании Галигузовой Л. Н. было выявлено, что застенчивость слабее всего проявляется у четырёхлетних детей, резко возрастает на пятом году жизни, несколько снижается к шести годам и значительно уменьшается к семи годам. Существенно то, что после 4 лет расширяется сфера проявления застенчивости : если в 4 года ребёнок проявляет застенчивость только в одной форме общения (ситуативно-деловое общение, то после он начинал вести себя застенчиво и при других формах. Например, у ребёнка на седьмом году жизни показатели застенчивости были одинаково высоки и в ситуативно-деловом, и во внеситуативно-познавательном, и во внеситуативно-личностном общении (Галигузова Л. Н.). Резкое возрастание застенчивости на «пятом году жизни связано с тем, что в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном уважении к ним взрослого» (7 с. 117). Ребёнок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес. В этот период ему особенно необходима похвала и одобрение взрослого.
И именно в возрасте у них формируется парадоксальное отношение к похвале, то есть похвала взрослого вызывает у ребёнка не только чувство радости, но и смущения. Многие авторы отмечают, что проявления застенчивости не связана со способностями ребёнка, уровнем его интеллектуального развития. Такие дети не хуже других, справляются с каким – либо заданием, но ведут себя при этом особым образом. Они всё время ориентированы на оценку взрослого и очень остро реагируют на замечания. И даже если у них всё получилось, они довольны и радуются, но не решаются сказать об этом. Успех заставляет их смущаться.
Анализ исследований по проблеме застенчивости показывает, что проявления застенчивости многообразны, в связи с этим исследователи классифицируют застенчивость по нескольким параметрам.
Так, по форме застенчивость может быть ситуативной и постоянной. Ситуативная застенчивость проявляется у детей после длительного отсутствия в детском саду, у некоторых новеньких детей, вхождение которых в коллектив отмечается трудностями. Постоянная застенчивость проявляется каждодневно, и это может происходить как в разных ситуациях, так и в определённых.
По степени выраженности исследователи выделяют слабовыраженную застенчивость, проявляющуюся в малозаметной степени и пока ещё не представляющую собой отрицательную черту характера, и застенчивость сильновыраженную, которая ярко характеризует личность и поведение ребёнка.
Как отмечает Кэрролл Э. Изард, застенчивость только в некоторой степени обусловлена наследственностью. Исследования показали возможность существования гена смущения (состояния застенчивости) или генетической предрасположенности к смущению. Некоторые люди наследуют большую склонность к застенчивости, которая усугубляется особенностями воспитания и социализации. И биологическая конституция, и среда играют роль в формировании застенчивости как личностной черты. Исследователи личности убеждены, что застенчивость передаётся по наследству. Бихевиористы полагают, что застенчивым просто недостаёт социальных навыков, необходимых для полноценного общения с другими людьми.
Галигузова Л. Н. отмечает, что многие проблемы застенчивых детей определяются характером их взаимоотношений с близкими людьми. Это излишняя строгость и авторитарность родителей, недостаточное внимание к личности ребёнка, слабая эмоциональная поддержка. Всё это приводит к формированию у ребёнка чувства слабости и изолированности.
Алексеева А. В. выделила следующие причины, которые она рассматривает в качестве «врождённых предпосылок возникновения застенчивости» : Особенности нервной системы (флегматический тип, проявляющийся в малой отзывчивости на впечатления, в неумении быстро менять поведение в соответствии с новыми требованиями и т. п.); наличие физических недостатков и их осознание ребёнком.
Ещё одну группу причин обозначили исследователи Гаспарова Е., Урбанская О. Н., Алексеева А. В. Это причины, связанные с характером отношения взрослых к ребёнку :
- «гиперопека» (характерная как для мнительных, тревожных родителей, так и для авторитарных, лишающая ребёнка самостоятельности;
- «невнимание» родителей, воспитателей к нежелательному проявлению;
- «акцентированное внимание» на проявление застенчивости в присутствии ребёнка;
- «позиция угрозы» в отношении к ребёнку (неосторожные наказания, порицания, как реакции на проявление стеснительности, робости);
-«искусственное изолирование» от сверстников, в результате чего ребёнок становится необщительным и даже пугливым по отношению к окружающим людям.
Галигузова Л. Н. опираясь на выводы сделанные в ходе экспериментов, которые показали, что застенчивость у детей проявляется преимущественно в значимых для ребёнка ситуациях общения с взрослыми, выделила четыре основные причины застенчивого поведения. Галигузовой выявлено 4 причины, способствующие развитию застенчивости.
1. Тревожное отношение ребёнка к оценке взрослым его деятельности. У застенчивых детей имеется обострённое ожидание и восприятие оценки.
2. Особенности собственного отношения ребёнка к своим конкретным действиям независимо от отношения взрослого. Ребёнок ведёт себя застенчиво, если ожидает неуспех в деятельности.
3. Общая самооценка ребёнка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязни оказаться в центре внимания.
4. Потребность детей оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства при наличии в то же время желания общаться с взрослым
Таким образом, мы делаем вывод о том, что застенчивость может быть вызвана особенностями нервной системы, наличием физических недостатков, характером отношения к ребёнку, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов.
По утверждении многих авторов, таких как Зимбардо Ф., Ильин Е. П., Касаткиной Ю. В., Клюевой Н. В. застенчивых людей особенно беспокоят такие трудности, как трудности в установлении контактов, в выражении своего мнения и отстаивании своих прав, неумение заводить друзей, чрезмерная сосредоточенность на себе, негативные переживания одиночества, тревожности и депрессии. Проблема застенчивости это, прежде всего, проблема общения с окружающими людьми, так как у застенчивых людей плохо развиты коммуникативные умения. Особенно плохо, как отмечает Галигузова Л. Н., у них развиты такие коммуникативные умения как, умение организовывать общение, а именно умение начать и завершить разговор, привлечь внимание собеседника. Застенчивый ребёнок в общении не инициативен, не активен, плохо владеет неречевыми средствами общения, плохо развита выразительность речи.
Вопросы общения, коммуникации у застенчивых детей нашли своё отражение во многих исследованиях. Л. Н. Галигузова, Е. Гаспарова, Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина и др. отмечают, что общение застенчивых детей имеет ряд особенностей и нуждается в коррекции. Поэтому ранее диагностирование проявлений застенчивости у детей дошкольного возраста является важным педагогическим условием для современной коррекции детского поведения в плане преодоления формирования негативных личностных качеств. В связи с тем, что в основе причин застенчивости лежит неправильное отношение к ребёнку взрослых, то необходимо рассмотреть методы и приёмы коррекции застенчивости, развития коммуникативных умений при взаимодействии педагогов и семьи.
Библиография
1. Алексеева А. В. Застенчивые дети //Дошкольное воспитание. 1981.№12.
2. Веденичева А. В. О сущности детской застенчивости // Нравственное
воспитание дошкольников. - М. ,1975.
3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения. – М., 1996.
4. Галигузова Л. Н. Психологический анализ феномена детской застенчивости // Вопросы психологии. - 2000. -№ 5.
5. Галигузова Л. Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.
6. Гаспарова Е. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание. - 1989. -№ 3.
7. Дьяченко О. Тихий Серёжа // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 10.
8. Захаров А. И. Развитие застенчивости // Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. ,2000.
9. Захаров А. И. Проблемы формирования личности // Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. – СПб. ,2000.
10. Захаров А. И. Что снится нашим детям. – М., 1997.
11. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991.
12. Ильин Е. П. Застенчивые // Эмоции и чувства. – СПб., 2001. с. 358-363.
13. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.
14. Кэрролл Э. Изард. Застенчивость как черта личности // Психология эмоций. – СПб., 2000. с. 326-339.
15. Платонов К. О застенчивости // Популярная психология. – М., 1990.
16. Развитие общения дошкольников со сверстниками под. ред. А. Г. Рузской – М., 1989.
17. Репина Т., Смолева Т. Неуверенный ребёнок // Дошкольное воспитание. - 1990.- №2.
18. Шишова Т. Застенчивый невидимка. – М., 1997.