Минкина Виолета
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик в соответствии с ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм - культурные практики.
2 слайд
ФГОС дошкольного образования включает образовательные ориентиры и требования, которые направлены на обеспечение полноценной жизни дошкольников и которым удовлетворяет именно организация игровой деятельности как культурной практики. В тексте ФГОС дошкольного образования идет речь об игровой деятельности, при этом указывается, что педагог должен обеспечить «широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечивая игровое пространство, «вовлечение всех детей в разные виды деятельности и культурные практики, способствующие развитию норм социального поведения, интересов и познавательных действий»
Публикация «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик в соответствии с ФОП ДО» размещена в разделах
Игровая деятельность дошкольников как культурная практика, представляя собой интегративное явление, обеспечивает удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные социальные возможности детей. Эта деятельность как образовательное средство «шагает» в ногу со временем и ориентирована на реализацию культурологического подхода в дошкольном образовании.
3 слайд
Что такое «культурные практики»?
Культурные практики - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.
4 слайд
К культурным практикам можно отнести всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий. В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика.
Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка с взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.
5 слайд
Практика дошкольника становится «культурной» (а не социальной или учебной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм.
В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности
6 слайд
Зачем дошкольнику культурная практика?
Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества.
Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности.
Чем отличается самостоятельная деятельность от культурной практики?
Культурное умение – умение, соответствующее культурным образцам человеческой деятельности; готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.
Уникальный характер культурных умений, проявляется в самостоятельных действиях в виде:
- собственных проб, поиска, выбора действий и поступков,
- конструирования, продуктивной деятельности,
– творчества, исследования.
7 слайд
Где в образовательном пространстве детского сада можно использовать культурные практики?
досуговые
мероприятия;
разнообразные ситуации общения;
коллективная и индивидуальная трудовая деятельность;
музыкальная и театральная деятельность;
режимные моменты;
проведение занятий.
8 слайд
Практики – это по сути «пробы», в которых ребенок не только овладевает интересной для него информацией в соответствии с собственными мотивами и индивидуальной программой познавательной и творческой деятельности, но и осуществляет процесс самопознания и самореализации. На основе культурных практик ребёнка формируются его привычки, пристрастия, интересы и излюбленные занятия, а также в известной мере черты характера и стиль поведения. В рамках культурных практик развивается доминирующая культурная идея ребёнка, часто становящаяся делом всей его последующей жизни.
9 слайд
Как же включить культурные практики в образовательный процесс?
Для ответа на этот вопрос важно еще раз уточнить: культурные практики – это не «занятие», не педагогический метод, не технология. Это – форма организации деятельности детей.
10 слайд
Разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми творчества и самостоятельности в разных видах деятельности можно организовывать в первой и во второй половине дня.
Поэтому культурные практики могут быть реализованы как в процессе непрерывной образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей в ходе режимных моментов. Не важно, чем заняты дети (занимаются в совместной деятельности с педагогом в первой половине дня, самостоятельно играют, гуляют на площадке и пр., важно – как (в каком формате) педагог осуществляет педагогическое сопровождение их деятельности.
11 слайд
Активность культурных практик дошкольников во многом обусловлена позицией взрослого, который поддерживает, стимулирует детские интересы и способствует их зарождению.
Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.