Получи документы

Особенности нравственного развития личности старшего дошкольника

Мария Панина
Особенности нравственного развития личности старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

В своих трудах ряд авторов (Мухина В. С., Петерина, В. С. Репина Т. А. и др.) отмечают, что при воспитании детей старшего дошкольного возраста внимание родителей и педагогов должно быть обращено на расширение навыков культуры поведения. Как известно, в основе культуры поведения лежат нравственные представления личности. К этому возрасту дети должны уже обладать элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Их нравственные представления о явлениях общественной жизни, о присущих людям качествах (таких как справедливость, честность, доброта) становятся осознаннее, приобретают большую обобщённость, а навыки нравственного поведения постепенно становятся всё более естественной и прочной потребностью, переходящей в привычку.

Нравственное развитие личности ребёнка определяется следующими образующими: знанием норм, которые получает ребёнок; нравственными привычками поведения, которые он усваивает в процессе общения с окружающими людьми; эмоциональным отношением к нравственным нормам; внутренней позицией самого ребёнка, а также эмоциональным переживанием своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с другими людьми.

Первостепенное значение для развития ребёнка как социального существа имеет знание нормативов поведения. Усвоение норм предполагает, что ребёнок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение. Однако, даже зная и правильно определив своё отношение к хорошему или плохому, дети часто не действуют в соответствии с имеющимися у них знаниями и сформированными отношениями. Основная причина такого «расхождения» знаний, отношений и действий заключается в том, что дети ещё не умеют управлять своим поведением, «переводить» свои мысли и чувства в действия. Произвольное поведение ребят, знающих и умеющих поступать нравственно в любых жизненных обстоятельствах, может быть воспитано лишь путём выработки привычек нравственного поведения в практике общения дошкольника с другими людьми. Привычки как сформированные стереотипы действия позволяют дошкольникам без большого нервного напряжения совершать действия, которые соответствуют освоенным знаниям и сложившимся оценочным отношениям.

В наибольшей степени упражнение детей в правильных поступках, которое совершенно необходимо для того, чтобы ребёнок не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался, обеспечивает общение и совместная деятельность ребёнка со сверстниками, где он постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

Как уже отмечалось ранее, закрепление норм нравственного поведения, превращение их в привычку и потребность происходит лишь на основе положительно-эмоционального отношения ребёнка к самому нравственному качеству, совершаемым действиям, а также к тем взрослым, которые их организуют и регулируют.

Таким образом, усвоение норм предполагает, что ребёнок проникается определённым эмоциональным отношением к этим нормам. В привычке же представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребёнок действует, нарушая привычное поведение, это вызывает у него ощущение дискомфорта.

Рассудочное и эмоциональное отношение к нравственным нормам и к их выполнению развивается у ребёнка через общение со взрослыми. Взрослый помогает ребёнку осмыслить рациональность и необходимость определённого нравственного поступка, взрослый санкционирует своим отношением к поступку ребёнка определённый тип поведения. На фоне эмоциональной зависимости от взрослого у ребёнка развивается притязание на признание.

Как известно, притязание на признание основано на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих социальным требованиям общества. Позитивной стороной стремления быть признанным является формирование такого нравственного чувства как совесть.

В нравственном развитии, как и во всяком другом, осуществляется борьба противоположностей. Наряду с позитивными личностными образованиями происходит также и формирование негативных образований – так называемых асоциальных форм поведения и соответствующих черт личности. Одной из причин возникновения негативных личностных образований, таких как, например, зависть, ложь, является неудовлетворение потребности в признании у ребёнка. В этом возрасте ребёнок уже может целенаправленно лгать себе на пользу, завидовать и, сознавая зависть как недостаток, скрывать её от окружающих. При всём том дошкольник не может долго сосредотачиваться на своих недостатках, как, впрочем, и на достоинствах. Рефлексия старшего дошкольника хотя и развита в достаточной мере, но он обращён к внешнему миру в большей степени, чем на самого себя.

Обыденная жизнь постоянно сталкивает ребёнка с разнообразными ситуациями, одни из которых он легко решает в соответствии с моральными нормами поведения, другие же провоцируют его на нарушение правил и ложь. В старшем дошкольном возрасте всё чаще самоутверждение ребёнка приобретает формы, нарушающие дисциплину. В неоднозначных ситуациях (ситуациях «двойной мотивации») происходит столкновение непосредственных импульсивных желаний детей и требований взрослого, и тогда ребёнок нарушает правила.

Экспериментальное изучение психологических особенностей детей дошкольного возраста, попавших в ситуацию двойной мотивации (исследование проведено Мухиной В. С.) позволило выявить три основных типа поведения детей: психологически попав в такую ситуацию, ребёнок может решить её следующим образом:

1) выполнить правило – дисциплинированный тип поведения;

2) удовлетворить свою потребность и тем самым нарушить правило, но не скрывать этого от взрослых – недисциплинированный правдивый тип поведения;

3) реализовав свою потребность и нарушив правило, скрыть реальное поведение, чтобы избежать порицания – недисциплинированный неправдивый тип поведения.

Третий тип поведения подразумевает возникновение лжи.

Следует отметить, что в генезисе недисциплинированный правдивый тип поведения приобретает тенденцию к уменьшению. Наблюдается перемещение этого типа в сторону дисциплинированного правдивого или недисциплинированного неправдивого, т. е. с возрастом происходит закрепление крайних типов поведения (из материалов Г. Н. Авхач).

Необходимо отметить, что социальная ситуация развития каждого ребёнка определяет его эмоциональное благополучие или неблагополучие, которое часто оказывает негативное влияние на развитие всей личности дошкольника и на его нравственное развитие.

Коломинский Я. Л. и Панько Е. А. подчёркивают, что нужно как можно раньше определить уровень нравственного развития ребёнка. Это можно сделать через наблюдение присущих ему особенностей поступков, интересов, отношений с окружающими. Это, в свою очередь, служит основой для оценки динамики развития ребёнка и корректировки дальнейшего процесса воспитания.

Репина Т. А. отмечает, что в нравственном воспитании дошкольника выделяют ряд этапов:

первый этап – формирование представлений через восприятие и запоминание;

второй этап – осознание и переживание воспринятого, выработка положительной или отрицательной его оценки;

третий этап – возникновение чувства личностной причастности, личностной значимости и ценности;

четвёртый этап – формирование потребности действовать в соответствии с личностной значимостью и невозможность поступать иначе.

Формирование нравственных представлений и понятий происходит на протяжении всей жизни человека, постоянно претерпевая качественные изменения. Многими моральными понятиями человек оперируют с ранних лет, первоначально часто неправильно или неточно понимая.

Суть любого нравственного явления выделить крайне трудно, так как, во-первых, оно выступает обычно в комплексе со многими другими нравственными явлениями и очень редко – в обособленном виде. Во-вторых, потому что проявляется оно в самых разнообразных действиях и суждениях разных людей.

Особенность нравственных понятий состоит в том, что они непременно включают момент оценки, причём обычно альтернативной. Поэтому овладение нравственными понятиями не может ограничиваться познавательной деятельностью. Недостаточно знать, что такое ненависть, доброта, лживость, честность, необходимо, чтобы соответствующие качества вызывали и определённое эмоциональное переживание человека.

Трудность освоения моральных понятий вызвана и тем, что многие из них меняют оценочное отношение человека в зависимости от тех условий, в которых оно проявляется тем или других лицом.

Формирование нравственных качеств личности требует не только воспитания мотивов действий. Необходимо повседневно упражнять детей в нравственном поведении, в нравственных поступках. Однако нравственное развитие ребёнка невозможно обеспечить лишь тренировкой его в положительных поступках. Дети должны понимать, что хорошо и что плохо, должны освоить некоторые моральные понятия, чтобы уметь разобраться, т. е. правильно понять и оценить поступки, как реальных людей, так и литературных героев.

Целостность личности наиболее отчётливо выступает именно в её нравственном развитии. Нравственное воспитание должно осуществляться в ходе всего воспитательно-образовательного процесса. Оно требует осуществления единой целостной системы нравственного воспитания включающей моральные знания, отношения и действия. Если взрослые – родители, воспитатели, - не работают одновременно над всеми звеньями этого комплекса, неизбежно возникают ошибки и неудачи в нравственном воспитании ребёнка. Изолированное освоение каждого звена этой единой системы является причиной тех фактов, когда дети хорошо знают, что и как делать, но поступают иначе. В этих случаях знания о том, кого называют добрым, хорошим, честным, справедливым, остаются на уровне формальных сведений. Ребёнок правильно определяет данные понятия, однако не испытывает сам соответствующих положительных или отрицательных чувств.

Таким образом, формулируя основные задачи процесса нравственного воспитания ребёнка, можно выделить следующие:

развитие культуры поступков в различных ситуациях;

привитие положительных взаимоотношений в разных видах деятельности;

воспитание определённых элементов нравственного сознания (нравственные понятия и представления, нравственные нормы, нравственных чувств, которые должны формироваться у детей при их постепенном ознакомлении с окружающим миром.

Многие авторы (Колберг Л., Мухина В. С., Репина Т. А., Петерина С. В. и др.) отмечают, что для успешного нравственного воспитания и развития ребёнка наряду с показом образцов поведения в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе эстетические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы. Эти приёмы помогают осознанию детьми правил нравственного поведения с позиций общепринятых норм и, воздействуя на эмоциональный и волевой действенно-практический компоненты личности ребёнка, поддерживают у него желание поступать правильно, а, следовательно, способствуют формированию нравственной личности.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Головоломки в развитии личности ребенка дошкольникаГоловоломки в развитии личности ребенка дошкольника ГОЛОВОЛОМКА- это непростая задача, требующая для своего разрешения большой догадливости, сообразительности, а не специальные знания. Некоторые.

Трудовое воспитание как средство социализации личности дошкольникаТрудовое воспитание как средство социализации личности дошкольника "Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни". (К. Д. Ушинский) В процессе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности нравственного развития личности старшего дошкольника
Опубликовано: 15 декабря 2024 в 20:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности нравственного развития личности старшего дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Мария Панина (УИ 3340916) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД