Надежда Кузьмичева
Особенности непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию с детьми, имеющими речевую патологию
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ
СОДЕРЖАНИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВУЮ ПАТОЛОГИЮ.
Н. А. Кузьмичева
ГБДОУ№13 Приморского района
У детей с речевой патологией наблюдается нарушения психической деятельности в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, неустойчивого внимания, быстрого умственного утомления, частой смены настроения. Наряду с общей со-
Публикация «Особенности непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию с детьми, имеющими речевую патологию» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
матической ослабленностью у детей-логопатов наблюдается задержка моторного развития, выражающаяся, в частности, в плохой координации движений, снижении ловкости и скорости выполнения движений, нарушении последовательности элементов действия, в слабом развитии чувства ритма. Как правило у таких детей отмечаются нарушения в развитии мелкой моторики.
Анализ опыта работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях ДОУ позволил выработать некоторые рекомендации по изменению структуры и содержанию занятий по физическому развитию в ДОУ.
В силу определенных психофизиологических особенностей детей с нарушением речи, повышенной эмоциональной возбудимости, быстрой утомляемости организма ребенка большая часть времени (по сравнению с работой в обычных группа) отводится на вводную и заключительную части занятий (в обычных группах – 4-6 минут, в речевых группах- 5-7минут). Детям-логопатам требуется больше времени для перехода от возбужденного состояния организма и психики, вызванного высокой двигательной активности, в оптимальное состояние для осуществления других видов деятельности, а также для организации и обьяснения заданий (замедленность темпа мыслительных процессов и несформированность понятий).
В заключительной части занятия по физическому воспитанию, в первую очередь необходимо решать следующие задачи:
1. Содействовать снижению психоэмоционального возбуждения ребенка и подготовки его к другим видам деятельности.
При работе с детьми-логопатами для решения этой задачи целесообразно применять упражнения, игры, этюды на развитие телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением отдельных групп мышц. Это учит ребенка дифференцировать движение контролировать мышечное усилие, способствует формированию реципрокных связей мышц антогонистов и синергистов, что в конечном счете, улучшает координацию движений. Для снятия чрезмерного эмоционального и мышечного напряжения рекомендуется применять различные релаксационные упражнения.
2. Способствовать активации речедвигательных центров, памяти, внимания через развитие мелкой моторики.
3. Способствовать развитию подражательной деятельности ребенка, обогащать его мимику, жесты и учить адекватно выражать эмоции.
4. Содействовать профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
Необходимо обращать внимание на то, чтобы различные сюжетно-ролевые игры и этюды, применяемые в этой части занятия, способствовали развитию навыков самостоятельных действий, эмоциональной экспрессии, раскрепощенности и творчества в движениях.
Исходя из специфичности задач, решаемых в ходе заключительной части занятия по физическому развитию с детьми имеющими нарушение речи, определяются и средства их решения:
1. Упражнения для развития и коррекции функций дыхательного аппарата.
2. Упражнения для развития и коррекции мелкой моторики рук без предметов и с предметами.
3. Упражнения для обучения релаксации.
4. Упражнения и игры малой подвижности, способствующие коррекции опорно-двигательного аппарата и формированию осанки.
5. Психогимнастика, включающая: - креативную гимнастику; упражнения и этюды для развития функциональных возможностей мышц, участвующих в мимике лица, губ, языка; самомассаж; тактильные упражнения на снятие тревожности и др.
6. Ритмические упражнения.
Содержание занятий реализуется поэтапно в
соответствии с уровнем физического и психического
состояние детей-логопатов :
1этап-адаптивный (1-3месяца) : в данный период
(в зависимости от пола, возраста, диагноза, физической подготовленности) заключительная часть поводится в игровой форме, игры на установление контакта между детьми, между взрослым и ребенком, игры для коррекции негативных поведенческих проявлений. При этом у детей формируется целенаправленное внимание к командам педагога и четкое их выполнения.
2этап-основной (3-4 месяца) : направленное воздействие на обучение правильному умению и навыку дыхания (речевого, смешанно-диафрагмального, мелкой моторики, коррекции тонуса мышц и т. д.
3этап-вариативный (2-3 месяца) : совершенствование сформированных умений и навыков, индивидуализация и креативность выполнения упражнений.