Папки-передвижки

Особенности моторного развития детей с нарушениями речи

Надежда Мальцева
Особенности моторного развития детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности моторного развития детей с нарушениями речи

Понятие «моторное развитие» лежит в поле нескольких наук. В психологии моторное развитие определяется как «процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон».

Публикация «Особенности моторного развития детей с нарушениями речи» размещена в разделах

В. П. Дудьев отмечает, что моторное развитие – это «овладение различными двигательными актами через овладение каждым конкретным движением, его усвоением, закреплением и последующим применением в составе двигательной деятельности».

Совокупность двигательных возможностей человека, проявляющихся в виде различных двигательных умений и навыков в разных видах деятельности, определяется как моторика, которая включает в себя произвольные и непроизвольные движения. В моторном развитии исследуются лишь те двигательные акты, которые выполняются под контролем сознания, т. е. только произвольные движения. Все многообразие двигательных проявлений человека в повседневной жизни характеризует его моторное поведение и моторный облик.

В процессе двигательной активности в коре головного мозга быстрее устанавливаются условно-рефлекторные связи, происходит сенсомоторное и эмоционально-волевое развитие. Познание свойств предметов, особенностей передвижения в пространстве, возможных направлений движения и т. д. происходит на основе восприятий и ощущений разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др).

Моторное развитие ребенка – это сложный процесс, который обусловлен поэтапным созреванием центральной нервной системы, а также многообразным влиянием окружающей среды. Как пишет В. В. Никандров, «моторное развитие в онтогенезе осуществляется в результате формирования систем и идет в направлении от простейших универсальных движений к высокодифференцированным манипулятивным движениям: младенчество, раннее детство, дошкольный возраст».

В исследовании В. П. Дудьева отмечается, что все основные двигательные навыки, свойственные человеку, формируются у ребенка до 3-5 лет. До 3-х лет осваиваются отдельные элементы шага и устанавливаются временные соотношения между его элементами. Данные психологии, физиологии и педагогики свидетельствуют о том, что основные позы тела осваиваются до первого года, а основной фонд движений закладывается до трех лет, так как именно в этот возрастной период формируются управления движениями.

Совокупность двигательных возможностей человека, проявляющихся в виде различных двигательных умений и навыков в разных видах деятельности, определяется исследователями как моторика, которая включает в себя произвольные и непроизвольные движения.

В исследованиях М. О. Гуревича, М. М. Кольцовой и других ученых общая (крупная, грубая) моторика определяется как движения крупных мышц тела человека и является основой формирования всех двигательных навыков, оказывая влияние на формирование всех психофизических процессов. Общая моторика является своеобразной основой, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики, то есть движений кистей и пальцев рук. В общую моторику исследователи включают разнообразные движения тела, рук и ног: ходьбу, прыжки, бег, умение бросать и ловить и мяч.

Согласно М. А. Руновой, общая моторика влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, основного корсета позвоночника, координации движений, обеспечивая постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту ребенка.

Исследованиями М. М. Кольцовой, В. П. Озерова,

М. Р. Сапина, установлено, что развитие общей моторики детей дошкольного возраста обеспечивает:

укрепление взаимосвязи зрительного и слухового внимания;

совершенствование вестибулярного аппарата;

формирование межполушарного взаимодействия, что будет востребовано в школьные годы, когда разные учебные предметы требуют работы разных полушарий головного мозга;

ориентировку и перемещение в пространстве;

развитие способности управлять своим телом и поведением;

содействие речевому развитию;

подготовка к выполнению действий, требующих высокого уровня развития мелкой моторики.

Исследуя двигательную активность детей в период с 3 до 7 лет,

М. А. Рунова отмечает, что у них совершенствуется и становится более устойчивой структура локомоций и перемещений рук при игровых и бытовых ситуациях, происходит развитие подвижности, обогащение двигательного опыта, проявляющимися в выразительной, изобразительной и бытовой моторике. Движения становятся более координированными, на фоне игровой деятельности происходит усложнение двигательного поведения и разновидностей движений. В то же время дети испытывают трудности при выполнении точных движений.

К 5-6 годам дети ходят, бегают, прыгают с согласованием движений рук и ног; ползают, опираясь на кисти рук, колени и пальцы, на стопы и ладони, на животе, подтягиваясь руками; лазают по гимнастической стенке, ловят мяч кистями, отбивают его, метают предметы разными способами правой и левой рукой. К 7 годам дети овладевают ритмичным, легким бегом, ходьбой, прыжками, лазанием с изменением темпа, с сохранением координации движений, с использованием перекрестного и одновременного движений рук и ног. В этом возрасте происходит развитие чувства равновесия при выполнении упражнений на ограниченной плоскости.

Благодаря развитию общей моторики у детей старшего дошкольного возраста появляется желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями, что является профилактикой плоскостопия, сколиоза и слабости мышечного корсета. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к возникновению состояния мышечной пассивности и снижению работоспособности. Недоразвитие общей моторики препятствуют нормальному развитию речи, затрудняет передвижение в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры.

Понятие «мелкая моторика» рассматривается такими науками, как педагогика, логопедия, психология, медицина. Под данным термином мы будем понимать определение М. М. Кольцовой, в котором отмечаются важнейшие особенности мелкой моторики : совокупность скоординированных действий, движений кистями и пальцами, выполняемых под контролем зрения. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

На протяжении дошкольного возраста развиваются и совершенствуются действия детей с предметами, связанные с бытовой деятельностью, с навыками самообслуживания, с игровой деятельностью, происходит овладение движениями, совершенствование двигательных навыков, развитие пространственной ориентировки и координации.

Теоретическое обоснование вопросов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста изложены в работах В. П. Дудьева,

М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой и других исследователей.

М. М. Кольцова пишет о том, что в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) у детей появляется способность держать карандаши пальцами, копировать формы несколькими чертами, рисовать человека без туловища (головонога, собирать и строить постройки из 9 кубиков, хватать катящийся к нему мяч.

Ребенок среднего дошкольного возраст (4-5 лет) рисует карандашами или цветными мелками, складывает бумагу более одного раза, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей, шнурует ботинки, застегивает пуговицы; копирует квадрат, треугольник, рисуя человека, изображает элементы одежды.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) дети могут аккуратно вырезать картинки, писать буквы и числа, дополнять недостающие детали к картинке, бить молотком по гвоздю, воспроизводить геометрические фигуры по образцу. К 7 годам заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти, произвольность движений достигает высокой степени развития, ребенок может воспроизвести предложенное движение по словесной инструкции в отсутствие предмета, в связи которым оно формировалось. На этапе завершения дошкольного образования у детей заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти, произвольность движений достигает высокой степени развития, ребенок может воспроизвести предложенное движение по словесной инструкции в отсутствие предмета, в связи которым оно формировалось.

Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова. Л. С. Волкова под артикуляционной моторикой понимает совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, обеспечивающих правильное звукопроизношении. Исследователь отмечает, что развитие артикуляционной моторики тесно связано с деятельностью мозга по отбору движений, необходимых для произношения тех или иных звукосочетаний, т. е. составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикуляционного аппарата.

В период дошкольного детства осуществляется активное усвоение и развитие всех сторон речи. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляторный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями, что требует достаточной сформированности моторной стороны речи.

Отличительной особенностью артикуляционной моторики является постепенность становления артикуляции, когда предыдущий этап является базой для последующего. Хотя органы артикуляции уже готовы функционировать у ребенка в период новорожденности, должно пройти определенное время, прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки речи.

Рассматривая особенности становления артикуляционной моторики,

Т. Б. Филичева отмечает, что ребенок уже в младенчестве способен проделывать разнообразные артикуляционно-мимические движения языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Артикуляционные движения, совершаемые ребенком, как бы выполняют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. К первому году у детей появляются смычки органов артикуляции. К полутора годам появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель). Благодаря этому ребенок может произносить губно-губные звуки, язычно-задненебные и язычно-зубные.

После двух лет, у ребенка существенно возрастает подвижность артикуляционного аппарата, но звукопроизношение еще не соответствует норме. После трех лет ребенок может изменять положение артикуляционной позы: он поднимает кончик языка вверх, опускает язык, делает его широким, узким, напрягает спинку языка, это позволяет появляться свистящим и шипящим, для произношения которых необходимы тонкие и дифференцированные движения языка.

В исследовании Л. В. Неймана отмечается, что речевой аппарат ребенка к трем годам вполне сформирован, но имеет некоторые особенности. Голосовые связки короче, чем у взрослого, гортань почти вдвое короче, язык менее гибкий и подвижный и занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта. На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения становятся более координированными. Укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению без смягчения твердых согласных.

К старшему дошкольном возрасту (5-7 лет) достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществить более точные движения языком, губами. У детей старшего дошкольного возраста с нормативным развитием артикуляционная моторика сформирована полностью, движения артикуляционного аппарата активные, темп нормальный, движения точные, тонус мускулатуры нормальный, объем движений полный, сопутствующие движения отсутствуют. Дети старшего дошкольного возраста способны вытягивать губы вперед, отводить их уголки в стороны, опускать нижнюю губу, поднимать верхнюю, облизывать губы, вызывать вибрацию языка, надувать щеки, втягивать их, распластывать язык, вытягивать его и т. д.

Мимическая моторика – это движение мимических мышц лица. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимуляция ребенка изображать на лице различные эмоции, способствует развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развитию подвижности мышц губ и щек.

В структуре дефекта при дизонтогенезе (нарушенном онтогенезе) различного типа имеют место вторичные расстройства моторного развития, представляющие одну из специфических закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, к которым относятся категория детей с нарушениями речи.

Моторная сфера детей дошкольного возраста с нарушениями речи характеризуется своеобразием развития, проявляющимся в диспропорции всех компонентов общей, мелкой и артикуляционной моторики и различных параметров каждого из компонента.

Рассматривая нарушения двигательных функций при различных формах речевой патологии, А. Б. Томилов приходит к выводу, что у детей с дислалиями общая моторика в целом сохранна, но может выявляться нарушение переключаемости, координации и точности движений. При функциональной дислалии обычно не отмечается серьезных нарушений общей моторики. У части детей при обследовании выявляются незначительные нарушения тонкой произвольной моторики рук и пальцев, и недостаточное развитие движений артикуляционного аппарата. При механических дислалиях в значительной степени нарушены подвижность речедвигательного аппарата и мимические движения. Могут выявляться нарушения физиологического и речевого дыхания и голоса.

При ринолалии в большинстве случаев нарушена общая, тонкая, мимическая и речевая моторика. Дети физически плохо развиты, часто болеют. У них наблюдается астенизация организма, нарушения координации, плавности, чувства темпа и ритма движений.

По мнению Е. Н. Винарской, нарушение моторики у детей с дизартрией носит более широкий характер, нарушена произвольная общая моторика, координация движений, встречаются патологические двигательные стереотипы. Наблюдается некоторая неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук. Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют. У детей со стертой дизартрии часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой или наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность, отставание от сверстников в ловкости и точности движений.

Дети с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма. Задерживается развитие готовности руки к письму, так как они долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Наиболее ярко моторная недостаточность органов артикуляции и моторики рук проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движения. Это говорит о том, что у детей со стертой дизартрией недостаточно развита кинестетическая чувствительность не только в области артикуляции.

При брадилалии выявляется общая вялость, паретичность речевой мускулатуры, замедленный темп всех движений.

Большинство детей с заиканием имеют различные нарушения двигательной сферы. У одних они проявляются в сопутствующих движениях в момент речи, у других – это нарушение всей двигательной сферы в целом: нарушения координации, включаемости в процесс движения, их ритм. У части детей нарушены не сами движения, а управляемость ими, то есть отсутствует согласованность движений различных групп мышц в заданном темпе.

При моторной алалии (как и при моторных формах афазии) страдает как артикуляционная моторика, так и двигательная сфера в целом. Нарушены произвольность движений, координация, темп, плавность. В тяжелых случаях у детей наблюдается апраксия – распад схем артикуляторного действия, напряженность, замедленность определенных движений, распад артикуляторных действий на составляющие их элементы.

Наиболее ярко нарушения двигательной сферы проявляются у детей, у которых тяжелая речевая патология вторично осложнена задержкой психического развития. Физическая подготовленность у них ниже возрастной нормы. Они физически малоактивны, отличаются плохой координацией движений, не могут стоять по стойке «смирно», совершают хаотичные движения, не замечая этого. При выполнении сложного задания у них часто возникают непроизвольные лишние движения в различных отделах тела и конечностей, поверхностное и неритмичное дыхание. Дети не умеют двигаться в группе, в строю, с трудом выполняют даже самые простые движения согласованно с коллективом. Для многих характерна неправильная ходьба с одновременным движением одноименной рукой и ногой. Они не понимают, где у них правая, где левая рука или нога, при соответствующем вопросе одну и ту же руку (ногу) поднимают и как правую, и как левую.

В целом, общая моторика у детей с нарушениями речи отличаются неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. Нарушения общей моторики, неловкость движений обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Дети с нарушениями речи ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают прыжками. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Поливая комнатные растения, они, расплескивают воду или льют ее в слишком больших количествах.

В большей степени затруднения проявляются при удержании равновесия: возникает общее напряжение и покачивание туловища, балансирование руками, схождение с места. При ходьбе, поворотах в движении отмечается несогласованность работы рук и ног, шаркающая походка, плохая осанка. При переключении с одного движения на другое наблюдается скованность, зажатость движений, неточность, нечеткость двигательных актов, нарушение их порядка и количества.

Как отмечает Е. М. Мастюкова, у значительной части детей с разными клиническими формами речевых нарушений особенности мелкой моторики проявляются в нарушении координации действий глаза и руки, трудностях овладения различными предметно-практическими действиями, недостаточном объеме, точности, скорости, гибкости движений. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей оказываются вялыми или слишком напряженными, что негативно влияет на силу, скорость, выносливость. Отсутствие оформленной техники движений говорит о недостаточно развитой координации и синхронности движений. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

При нарушениях речевого развития у детей дошкольного возраста возникают трудности овладения артикуляционной моторикой. Присутствует ограниченная подвижность артикуляционных мышц: от полной невозможности до незначительного снижения объема и амплитуды артикуляционных движений языка и губ. При этом нарушаются наиболее тонкие и дифференцированные движения (например, поднимание языка вверх).

У детей нарушена координация движений (атаксия, что проявляется в несоразмерности, неточности произвольных артикуляционных движений, их размашистости утрированности, замедленности. Присутствует недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате (ограничение объема артикуляционных движений, слабость кинестетических ощущений артикуляционных поз и движений). Нередки нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого неба) по типу спастичности (повышение тонуса, гипотонии (снижение тонуса мышц) или дистонии (меняющийся характер мышечного тонуса); часто отмечается смешанный и вариативный характер нарушений тонуса; паретичность мышц органов артикуляции: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный.

Исследователи отмечают спастичность мышц органов артикуляции: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участия в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не могут выполнить артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытягивать губы вперед. Язык при спастическом симптоме изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижен.

В артикуляционной мускулатуре проявляются гиперкинезы в виде дрожания, тремора языка, голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках.

Апраксия, которая проявляется в невозможности одновременного выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, присутствует на всех моторных уровнях и проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Наличие синкинезий – непроизвольных сопутствующих движений при выполнении произвольных артикуляционных движений (например, дополнительное движение нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка, вегетативные расстройства.

У детей с нарушениями речи наблюдаются нарушения мимической мотоорики. Это проявляется в слабости, вялости, скованности мышц лица, неумении выполнять произвольные движения точно, в достаточном объеме, недостаточной дифференцированности мимических движений. При выполнении движений мышцами лба, глаз, щек наблюдаются синкинезии. Дети затрудняются в понимании эмоций по их проявлениям на лице человека.

Таким образом, проанализировав точки зрения ученых, можно сделать вывод о том, что под моторным развитием чаще всего понимается процесс овладения ребенком различными двигательными актами через овладение каждым конкретным движением, его усвоением, закреплением и последующим применением в составе двигательной деятельности.

Крупная (общая) моторика развивается гораздо раньше мелкой и подразумевает выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног, что достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также зрительной системой.

Артикуляционная моторика представляет собой совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, являющих одним из условий правильного звукопроизношения.

Мимическая моторика – это движение мимических мышц лица.

Существует общепринятая последовательность моторного развития, отражающая порядок и сроки физического развития детей. Закономерностью этого процесса является то, что навыки каждой стадии развития составляют базис для выработки навыков следующей стадии. На этапе завершения дошкольного образования дети, не имеющие нарушений в развитии, способны выполнять различные двигательные, бытовые, трудовые и иные действия, требующие высокого уровня моторного развития.

Для всех детей с нарушениями речи характерны общая моторная неловкость, нарушения оптико-пространственного гнозиса. Основные двигательные умения и навыки детей сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижены двигательная память и внимание.

Нарушения речи отрицательно влияет на развитие мелкой моторики детей, препятствуя легкому и свободному выполнению мелких и точных движений. Нарушение координации движений вызывают трудности, связанной с выполнением различных действий. Дети испытывают затруднения в точном воспроизведении заданных движений, которые характеризуются несогласованностью, отсутствием плавности. Движения пальцев рук слабые, дети быстро устают, действуют неуверенно. Низкая скорость и недостаточная сила движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают трудности, связанной с выполнением различных действий.

Нарушения артикуляционной моторики при нарушениях речевого развития проявляются в недостаточном объеме выполняемых артикуляционных движений, их неточности, медленном темпе выполнения, неумении переключаться с одного движения на другое, низком тонусе, аритмичности, снижении амплитуды движений, кратковременности удерживания определенной позы, быстрой утомляемости мышц и др.

Публикации по теме:

«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи«Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи «Амурский тигр». Конспект занятия для детей с нарушениями речи. Конспект занятия для воспитанников старшей группы компенсирующей направленности.

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи.«Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. «Подарок для матушки Осени». Интегрированное занятие для детей с нарушениями речи. Конспект открытого интегрированного занятия для воспитанников.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать»Дидактическое пособие по обучению грамоте детей с нарушениями речи «Учись читать» В публикации представлен демонстрационный материал для занятий по обучению грамоте детей с нарушениями речи. Подобранные игровые упражнения.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с нарушениями речи Кто как говорит? Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц:.

Панно для сенсорно-моторного развития детейПанно для сенсорно-моторного развития детей Занятия по сенсорике в младшем возрасте выполняют одну из составляющих задач в обучении детей. Несмотря на обилие имеющегося в нашей группе.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности моторного развития детей с нарушениями речи
Опубликовано: 21 января 2024 в 11:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности моторного развития детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Мальцева (УИ 297295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД