Берковская Наталья Владимировна
Особенности межличностного общения у детей дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности межличностного общения у детей дошкольного возраста с ЗПР
Актуальность работы обусловлена тем, что в настоящее время в России продолжается становление новой системы образования на основе ФГОС ДО [30]. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. К числу задач, стоящих перед дошкольной организацией, относится формирование межличностных отношений у детей.
Публикация «Особенности межличностного общения у детей дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Межличностное общение играет большую роль не только в процессе воспитания, но и во всей жизнедеятельности человека. Поэтому формирование межличностного общения – это одна из важных задач, которая особенно актуальна для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, поскольку данный возраст, по мнению отечественных ученых, является сензитивным периодом для начала систематической и последовательной работы по развитию сотрудничество, межличностного общения и т. д.
В силу экологических, социальных и экономических причин в современном обществе дети с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Безболезненное включение таких детей в широкую социальную жизнь возможно только при активной работе с ними разных специалистов, в том числе психологов и дефектологов
Объект исследования – межличностное общение.
Предмет исследования – особенности межличностного общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель работы – выявление особенностей межличностного общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить подходы к межличностному общению.
2. Охарактеризовать межличностное общение детей дошкольного возраста.
3. Изучить особенности межличностного общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование межличностного общения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: предполагается, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеются особенности межличностного общения, которые отличают их от детей с нормативным развитием.
Теоретико-методологическая основа:
– теоретические положения по вопросам межличностного общения, сформулированные в работах Г. С. Абрамовой, В. П. Бурнашевой, Д. Н. Долганова, С. В. Духновского и др. ;
– теории, раскрывающие особенности детей с задержкой психического развития (Н. Л. Белопольская, Л. А. Корожнева и др.).
Методы исследования:
– анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация;
– психодиагностический метод; количественный и качественный анализ результатов;
– методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Методика «Диагностика межличностных отношений» (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова).
2. Методика «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А. М. Щетинина).
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский сад № 508 комбинированного вида «Фея».
Экспериментальная выборка: в исследовании принимали участие 50 детей старшего дошкольного возраста, разделенные на две группы:
– группа 1: 25 детей с задержкой психического развития;
– группа 2: 25 детей с нормативным психическим развитием.
Надёжность и достоверность полученных результатов обеспечивались адекватностью методического инструментария поставленным задачам и надежностью используемых методик, следованием принципу дополнительности при подборе инструментария, а также статистической проверкой полученных данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в исследовании результаты могут быть использованы для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложения.