Олеся Загреба
Особенности методики работы с девиантными детьми и подростками
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности методики работы с девиантными детьми и подростками.
Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (родителей, учителей, общественность). Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим его людям, обществу в целом.
Публикация «Особенности методики работы с девиантными детьми и подростками» размещена в разделах
Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются.
Следовательно, придавая поступкам, поведению ребенка, подростка ту или иную направленность, содержание, значимость, мы тем самым оказываем произвольное, целенаправленное влияние на развитие этих процессов или механизмов, лежащих в основе нравственных и иных свойств и качеств ребенка. Или наоборот, препятствуя тем или иным поступкам, поведению, мы создаем помеху, задерживаем развитие соответствующих свойств и качеств личности ребенка, подростка.
Таким образом, отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т. е. воспитательного средства).
Предупреждение отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков требует их психологической иммунизации, т. е. обучения психологическим навыкам поведения, умению делать здоровый выбор, чтобы стать социально-компетентными людьми. Для решения этих задач в нашем учреждении выработана политика, направленная на создание социально-политических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса.
Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, объектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребенок и др. Соотношение разнонаправленных влияний (как позитивных, так и негативных) в означенном пространстве во многом определяет возможные варианты формирования личности. Нравственная, положительно ориентированная среда благоприятно воздействует на формирование личности ребенка.
Однако нам приходится иметь дело с детьми, подростками, социальное пространство которых оставляет желать лучшего. Отсюда и отклонения в поведении:
отклонения от нормы в состоянии здоровья;
нарушения в сфере межличностных взаимоотношений (непопулярен, не принят,
пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, примыкающий ценой жертв, потерь; помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения; конфликтен, отчужден, бесконтролен, исключаемый из семьи);
ошибки педагогов (превышение педагогической власти; лишение ребенка
индивидуальных стимулов; наказания как унижения личности ребенка; противоречивость предъявляемых требований; поверхностное знание особенностей учащегося, конфликтные отношения между родителями ученика и учителями или между учеником и учителями и др.);
ошибки семейного воспитания; отсутствие у родителей элементарных знаний,
перекладывание забот о воспитании на школу; отстранение подростка от физического домашнего труда; конфликты в семье и др. ;
социальные причины (противоречия в обществе, в микросоциуме);
психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства и т. д.).
В работе с трудными детьми важно реализовать следующие направления:
перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной,
воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов социального воспитания с целью создания условий для личностного развития ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений, а также поставленных перед собой целей);
воспитание нравственно-правовой убежденности;
формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к самому
себе;
развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять собой,
адекватно реагировать на педагогические воздействия;
включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в
избранном виде деятельности;
организация педагогические влияния на мнения окружающих (семья, сверстники,
педагоги, другие взрослые);
предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации
характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);
обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
способствование заполнению пробелов в знаниях.
Работа с девиантными детьми и подростками должна основываться как на работе с конкретными симптомами отклонений, так и на профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их провоцирующих).
Особое значение в силу негативной возрастной динамики девиантного поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.
Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, педагогу требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными.
Профессиональную помощь педагогу может оказать методика контактного взаимодействия Л. Б. Филонова (1985 г.).
Контактное взаимодействие – это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении и общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.
Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.
Взаимодействие педагога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:
Расположение к общению.
Поиск общего интереса.
Выявление возможных положительных для общения и демонстрируемых качеств.
Выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств.
Стремление к положительным установкам в поведении партнеров.
Установление оптимальных отношений.
На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи. Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными подростками.