Бубнова Елена
Особенности мелкой моторики у детей с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена прежде всего, в том, что развитие мелкой моторики у детей с дизартрией позволяет выработать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность, а также подготовить ребёнка к дальнейшему школьному обучению.
Проблеме особенностей мелкой моторики у детей с дизартрией посвящено большое количество исследований (А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.
Публикация «Особенности мелкой моторики у детей с дизартрией» размещена в разделах
К. Беккер и М. Совак под дизартрией понимают нарушение координации речевого процесса, являющееся симптомом повреждения моторного анализатора и эфферентной системы.
Термин «дизартрия» латинского происхождения и в переводе обозначает расстройство членораздельной речи (произношения). «Дис» - нарушение какой-либо функции, артрон – сочленение. Большинство авторов при определении дизартрии относят к этому нарушению также расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи.
Ведущий дефект при дизартрии – нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи.
Нарушения звукопроизношения проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
В легких случаях могут наблюдаться искажения отдельных звуков, возникает так называемая смазанная речь, в более тяжелых случаях наблюдаются искажения, замены, пропуски звуков, страдает темп речи детей, а также выразительность.
При тяжелых нарушениях может наблюдаться полная невозможность речи при параличах речедвигательных мышц, т. е., другими словами, возникает анартрия.
Дизартрические расстройства связаны с органическим поражением мозга, у взрослых имеют более выраженный характер.
У детей причиной дизартрии является перинатальный, он же внутриутробный, период.
Понятие «мелкая моторика» в буквальном переводе обозначает движение рук. Она тесно связана с речью.
Ребенок с дизартрирей с первых дней жизни в своем развитии отличается от нормально развивающихся детей. У большинства детей с дизартрией задерживается развитие прямостояния, то есть они позже начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. У многих детей эта задержка в развитии охватывает не только первый, но и второй год жизни.
Все дети с дизартрией не испытывают интереса к окружающему миру, наблюдается безразличие, а также общая патологическая инертность. У них отсутствует «комплекс оживления», не возникает потребность в общении со взрослыми в эмоциональном плане.
В дальнейшем у детей с дизартрией не возникает интереса ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к игрушкам, находящимся в руках у взрослого. Не происходит своевременный переход к общению со взрослым на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая, так называемая жестовая, форма общения. Дети на первом году жизни не различают «своих» и «чужих» взрослых, при нормальном же развитии это происходит у них уже в первом полугодии жизни.
Это отражается на развитии первых действий с предметами— хватании и на развитии восприятия, которое тесно связано в этот период с хватанием. У детей с дизартрией активное хватание отсутствует, не формируется зрительно-двигательная координация и восприятие свойств различных предметов.
Предметная деятельность у детей с дизартрией раннего возраста не формируется. Некоторые из них не проявляют интереса к предметам, в том числе к игрушкам. Они вообще не берут игрушки в руки, не манипулируют с ними.
Движения детей неточные, многие из них плохо удерживают предметы, часто действуют одной рукой. Некоторые дети не способны к быстрой смене моторных установок. У отдельных дошкольников с дизартрией отмечается недостаточность мышечной силы, ритма произвольных движений, темпа.
Нарушения мелкой моторики проявляются в таких продуктивных видах деятельности, как ручном труде и изобразительной деятельности. Часто ребенок с дизартрией активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. Это означает, что ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя тренировки пальцев и руки. Ребенок с дизартрией дошкольного возраста рисует слишком маленькие предметы, что свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. В лепке ребенок часто не может контролировать силу нажатия, движения его хаотичны, неточны, отсутствует произвольный контроль движений. В процессе трудовой деятельности у ребенка затруднены выполнения тонких и точных действий, координация движений, сила кисти руки недостаточная или мало контролируемая. Отсутствие самоконтроля за действиями, а также нарушения темпа действия (торопливость, медлительность) являются серьезным недостатком, который обуславливает многие проблемы в развитии мелкой моторики детей.
При движении языка у детей с дизартрией нередко возникают синкинезии, т. е. сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно часто большого пальца).
Развитие мелкой моторики имеет большое значение для развития речи, поэтому нормальные движения пальцев и рук весьма значительны для детей с нарушениями речи.
Исправление недостатков мелкой моторики у детей происходит через выполнение детьми большого количества различных упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, синхронности движений пальцев.
Таким образом, развитие ребенка с дизартрией с первых дней жизни отличается от развития нормально развивающихся детей.
Интенсивное развитие руки как органа происходит в течение первых трех лет жизни ребенка и это развитие обязательно должно сопровождаться особой педагогической организацией; установлено, что от уровня развития двигательных качеств руки ребенка во многом зависит эффективность его дальнейшего обучения.
При дизартрии на разных уровнях нарушена передача импульсов из коры головного мозга к ядрам черепно-мозговых нервов. В связи с этим, к мышцам (дыхательным, голосовым, артикуляторным, а также мышцам конечностей) не поступают нервные импульсы, нарушается функция основных черепно-мозговых нервов, имеющих непосредственное отношение к речи.
При дизартрии, речевые недостатки – один из важных признаков данного психического нарушения. Следовательно, нарушения моторики также являются основным видом отклонений у детей с дизартрией.
При этом поражения разных участков и зон головного мозга приводят к значительному своеобразию нарушений мелкой моторики у детей с дизартриями различных форм – от нарушений координации до параличей и парезов конечностей.
С целью выявления уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, мною была проведена диагностика. В основу диагностики были положены задания Гавриной С. Е., Кутявиной Н. Л., Топорковой И. Г., Щербининой С. В.
Методика «Полоски»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания отводится 1 минута).
Примечание: для этого задания использовался тетрадный лист с разлиновкой «широкая строка».
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски строк).
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Дорожки»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Мячики»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю).
1 балл – 3 и более ошибок.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Лес»
Инструкция: «Возьми карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики :
Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним, а также развитой произвольности ( при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности). Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:
1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.
Список литературы
Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8 - С. 62 –65.
Бадалян Л. О. Невропатология. 1982. - 342 с.
Винарская Е. Н. Дизартрия — М. : ACT : Астрель, Хранитель, 2006.
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Книга тестов. – М. : ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
Коваль А. Н. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч. -практ. конф. № 9(46).