Павленко Юлия Викторовна
Особенности логопедической работы в отделении комплексн реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности логопедической работы в отделении реабилитации инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В отделении комплексной реабилитации и абилитации инвалидов ОБУ «ЦСЗН липецкой области «филиал 19 по городу Ельцу проходят реабилитацию большое количество детей -инвалидов и взрослых.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Одной из наиболее важных сторон деятельности отделения в работе по развитию ребенка с ОВЗ является работа логопеда. Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний,умений и навыков ребенком с ОВЗ.
Отделение реабилитации инвалидов и детей с ОВЗ посещают дети с различными, в том числе с нарушениями речевого развития различной этиологии. Для любого ребенка очень важно быть услышанным, и еще более важно быть понятным. Логопед не просто помогает детям самореализоваться, он помогает ребенку стать самим собой,научиться общаться в социуме. Ведь детей, которые не хотят говорить нет, а есть те, которые испытывают в этом трудности. Вот поэтому работа логопеда так важна.
Деятельность логопеда в учреждении, ориентирована на оказание комплекса услуг, которые в большинстве своем направлены на формирование предпосылок речи, коррекцию речевых навыков у детей.
Еще одна важная задача работы логопеда -это развитие у ребенка способности к пониманию речи. И,когда описанные выше задачи выполнены, то в работу включаются другие задачи :коррекция звукопроизношения,развитие фонематического слуха, формирование навыков связной речи,формирование предпосылок к обучению грамоте.
В работе с детьми с ОВЗ используются разнообразные методы и приемы,позволяющие сделать непосредственную логопедическую коррекционную деятельность не только познавательной, а также увлекательной, разнообразной и интересной.
Для повышения эффективности логопедических занятий применяются здоровьесберегающие технологии :самомассаж пальцев и кистей рук шариками Су-джок,разноцветные прищепки,массажные щетки и мячи. Хотелось бы упомянуть еще об одном аспекте. На своих занятиях я использую мультимедийное оборудование - Программно-методический комплек «Умное зеркало ARTIK ME”Это новый инструмент в логопедии, разработанный компанией Инновации Детям. Это разработка, которая не имеет аналогов. Умное зеркало ArtikMe разработано с учетом ФГОС ДО, согласно целевым ориентирам в контексте речевого развития.
Еще я использую «Логомер 2» — это программно-дидактический комплекс для кабинета логопеда и дефектолога.
С его помощью специалист может провести обследование детей, развивающие и коррекционные занятия.
Комплекс содержит игры и упражнения по основным темам логопедических и коррекционных занятий с дошкольниками:
• звукопроизношение;
• фонематическое восприятие;
• лексико-грамматические категории;
• общее развитие;
• конструктор картинок.
Комплекс подходит для индивидуальных и групповых занятий, для детей с различными трудностями развития.
Использование инноваций. современных технологий и индивидуального подхода позволяют логопеду достигать необходимых результатов в работе с детьми,слышать слова благодарности от родителей.
Необходимо отметить, что логопедическая работа с детьми с множественными двигательными, сенсорными и соматическими нарушениями является одним из главных направлений комплекса услуг. А главная цель этой работы-формирование навыков коммуникации. Благодаря которой, происходит включение детей в общественную жизнь, налаживается их контакт со сверстниками и с внешним миром. Дети с ограниченными возможностями здоровья становятся не просто частью социума,а активными его членами.
В нашем отделении также проходят комплексную реабилитацию люди, перенесшие инсульт и различные травмы. Наиболее частым последствием инсульта являются нарушения речевой функции, голоса и глотания, которые сочетаются с патологией двигательных и других высших психических функций. В данном аспекте актуальной является проблема оказания данному контингенту специализированной логопедической помощи. Основной целью восстановительного обучения пациентов с речевыми нарушениями является работа по преодолению афазий, дизартрий, артикуляционных апраксий, а также работа по восстановлению голоса и глотания. Логопед, как специалист по восстановлению речи, голоса и глотания, в структуре реабилитационных мероприятий на период прохождения курса ставит перед собой коррекционно-восстановительные задачи, исходя из периода начала заболевания получателя социальных услуг и степени выраженности нарушения, и осуществляет следующие виды корррекции в логопедическом кабинете :
- проводит диагностику состояния функции глотания, голоса и речи;
- составляет индивидуальные планы логопедической реабилитации на основе поставленных реабилитационных целей с учетом принципа индивидуального подхода.
- проводит логопедические процедуры (занятия) с получателями социальных услуг, по устранению выявленных нарушений и профилактике вторичных функциональных наслоений;
- оценивает динамику состояния нарушенных функций посредством скрининговых тестов;
- проводит консультативно-разъяснительную работу с родственниками (лицами их замещающими) .
Восстановление речи после инсульта требует усилий, однако при четком соблюдении всех рекомендаций человек сможет добиться существенных результатов.
В нашем отделении курс можно повторить 2 раза в год.