Елена Макарова
«Овладение звуковым строем речи младшими дошкольниками в условиях клубной работы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Государственная Программа развития Образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы» определяет полиязычное образование с дошкольного возраста. Поэтому одной из важных задач сформированности коммуникативно-языковой компетентности является владение ребенком языковыми нормами русского и казахского языков.
Публикация «„Овладение звуковым строем речи младшими дошкольниками в условиях клубной работы“» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Формирование правильной речи дошкольника заканчивается, как правило, к пяти годам. При естественном формировании коммуникативно-языковых навыков ребенок постепенно овладевает звуковым строем речи, грамматическими формами, определенным словарным запасом, элементарной диалогической и монологической речью. Во второй младшей группе можно часто наблюдать нарушение произносительной стороны речи, от которой зависят остальные структурные компоненты речевой подготовки. Поэтому, именно у детей младшего возраста возникает необходимость специальной помощи логопеда. В связи с этим, нами разработана программа клуба «Звуковичок», которая включает коррекционную работу по формированию правильного звукопроизношения детей 3-4 лет. Содержание коррекционной работы клуба рассчитано на 34 часа (1 час в неделю, при этом занятия проводятся с группой детей.
Задачами деятельности клуба выделены :
- укрепление мышц артикуляционного аппарата;
- развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
- формирование фонематических представлений и навыков;
- расширение словарного запаса детей по лексическим темам.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов речевого аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Для знакомства с артикуляционным аппаратом я использую куклу-муляж «Руковичку-Звуковичку», данная игрушка во время логопедических занятий, позволяет наглядно показать детям принципы и приемы артикуляционной гимнастики, а также простейшие приемы постановки звукопроизношения. У игрушки четко обозначены, рот, язык, зубы. «Звуковичка» приходит в гости к детям, знакомится с ними и рассказывает небольшую сказку о Веселом язычке… Сказку о Веселом язычке можно продолжать на последующих занятиях с добавлением новых упражнений… рассказать о том, что Язычок отправился на прогулку … и выполнить различные упражнения: «Качели» (направленное на развитие верхнего подъема и укрепление мышц языка, «Лошадка» (упражнение на растяжение подъязычной уздечки) и т. д.
Так же для развитие речевого аппарата детей я использую слайдовую программу, где подобранны артикуляционные упражнения: «Артикуляционная гимнастика».
Таким образом, используя данные методы (артикуляционные упражнения в виде сказок, стихов, считалок, образных иллюстраций, слайдов) процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
Так же оптимальным условием для формирования правильной речи является Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - так говорил В. А. Сухомлинский
Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
К вашему вниманию я хотела бы предложить следующие учебно-игровые пособия для развития мелкой моторики:
• Дидактическая игра «Чего не хватает?» Прекрасным орудием для развития пальцев и кисти рук является обычная хозяйственная прищепка.
Цель: учить детей использовать цветовую гамму прищепок по выбору (по образцу, развивать творческие способности, мелкую моторику рук.
Вариант игр: предлагаю детям доделать недостающие детали. Когда дети выполнят задание, спросить у них, какую часть предмета они доделали и какого цвета прищепки использовали.
Игры с прищепками развивают мелкую ручную моторику, внимание, зрительное восприятие, речь, мышление, память, воспитывают усидчивость, стремление к достижению результата.
• Учебно-игровое пособие «Накорми поросенка (ежика)»
Цель: развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Вариант игры: говорю детям, что наш поросенок проголодался и его нужно покормить. Дети берут из баночки фасоль и кладут в отверстие рта.
Так же использую различные подручные предметы
• С палочкой, карандашом (со стихотворным сопровождением) :
Палочку в руках катаю, между пальчиков кручу,
Я сегодня каждый пальчик, быть послушным научу!
• С пробками от пластиковых бутылок
Расположить две крышки на столе, в каждую крышку поставить по одному указательному пальцу с обеих рук, "шагая" вперё д приговаривать:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы.
Мы любим забавы, холодной зимы!
• Нарисуй по образцу (с трафаретами). Детям нравится рисовать необычным способом (макаронами, фасолью, пуговицами, если ребенок затрудняется в выборе сюжета рисунка, то можно ему предложить трафарет…
• Одним из способов развития моторики и речи являются упражнения с массажными мячиками
Цель таких упражнений - развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений. Шипы, находящиеся на мячиках, воздействуют на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.
Упражнения с массажными мячиками проводятся с стихотворным сопровождением, например:
Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошки
И пожму его немножко, как сжимает лапой кошка.
Каждый пальчик я прижму, и другой рукой начну.
Шла большая черепаха
Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и остальными,
которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают
ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).
• «Сухой бассейн» - метод песочной терапии. Это контейнеры, наполненные крупами (рис, фасоль, мелкие камешки и т. д.). Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения – координированными. Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:
- нормализации мышечного тонуса;
- стимуляции тактильных ощущений;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев
рук.
Варианты игры:
Используя контейнер, наполненный манкой (рисом) изображаем процесс замешивания теста, со стихотворным сопровождением:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут - будут из печи
Булочки и калачи.
На дне бассейна спрятать мелкие игрушки. Ребенку нужно опустить кисти рук в «бассейн», найти и достать игрушки (возможно по описанию).
В миске не соль, совсем не соль, а разноцветная фасоль.
На дне – игрушки для детей…
Мы их достанем без затей!
• Игра «Раскопки и рисование на манке» Положите на поднос лист бумаги на котором нарисован один или несколько рисунков и присыпьте этот лист манкой. Пусть ребенок по просьбе отыщет картинку, спрятанную в крупе.
• «Кинетический песок» – инновационная разработка шведских ученых, предназначенная для детских занятий. Он абсолютно безопасен так как на 98% состоит из обычного кварцевого песка и на 2% - из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности.
• Игры с кинетическим песком помогают развивать мелкую моторику рук
• В процессе игры с песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность
• Способствует развитию творческого воображения
• Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогает раскрепоститься и приучает к концентрации внимания
Вариант игры: «печем баурсаки на Наурыз», «Строим дом для …» и т. д.
Еще одним важным условием для развития речи детей является Правильное речевое дыхание
Целью дыхательных упражнений является выработка длительной, направленной воздушной струи, которая также необходима для правильного звукопроизношения.
Во время проведения игр и упражнений для развития речевого дыхания необходимо соблюдать следующие правила:
• воздух набирать через нос
• в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди, плечи не поднимать при вдохе
• во время выдоха воздух выходит через рот (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух)
• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
• выдох должен быть длительным и плавным
• нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо ограничивать во времени (3-5 мин.) и обязательно чередовать с другими упражнениями
• проводить упражнения необходимо в хорошо проветриваемом помещении или при открытой форточке
Хочу предложить Вам выполнить Упражнение для формирования воздушной струи:
• «Снежинка улетай» - кусочки ваты кладем на ладошку, делаем вдох через нос, губы вытягиваем трубочкой и выдыхаем через рот на «снежинку».
Учебно-игровые пособия для формирования воздушной струи:
• «Снегопад в стакане» (набираем воздух через нос, через трубочку выдыхаем, вызывая движение частиц)
• «Сдуй пчелку с цветочка»
• «Подуй на хвостик птичке (рыбке)»
• «Сезонные окошки» - «Сдуй снежинки, листочки, цветочки с окошка»
• «Накорми прожорливые фрукты, животных»
Ход игры: предлагаю детям накормить фрукт, животное. Для этого вытяните губы вперед «трубочкой» и длительно подуйте на шарик (лежит на столе перед ребенком, загоняя его в «рот» фрукту.
• «Дракончик»
Вариантов игр и упражнений на развитие воздушной струи множество. Можно предложить ребенку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, свечи, перышки и т. д.
Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребенку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздается своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»). Это очень нравится детям.
Многие игровые пособия как для развития мелкой моторики, так и для развития речевого дыхания изготовлены совместно с родителями и используются не только на занятиях в детском саду, но и для занятий с детьми дома.