Гонта Елена
Особенности коррекционной работы с ребёнком с РАС в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
За последние 10 лет значительно возросло количество детей с синдромом раннего детского аутизма. Анализ статистических данных, проведенных на базе МДОУ ДС № 35 г. Благовещенска показывает значительное увеличение количества детей с РДА.
Причины значительного роста количества детей с детским аутизмом до конца не изучены. Данные, приведенные в литературных источниках достаточно противоречивы. Так, В. Е. Каган считает, что синдром раннего детского аутизма имеет органическое происхождение, Гаффней Г. и его коллеги имеют противоположную точку зрения, исключая возможность соматической и органической природы данного синдрома. Ряд авторов полагают, что в формировании синдрома раннего детского аутизма значительная роль отведена хронической психотравмирующей ситуации, вызванной холодностью матери по отношению к своему ребенку. Опираясь на свой педагогический опыт хочется отметить, что последнее утверждение не находит своего подтверждения на практике. Состав родителей «аутичных» детей, посещающих МАДОУ. ДС №35 г. Благовещенска разнообразный: у 7 детей с синдромом раннего детского аутизма родители имеют высшее образование (юридическое, медицинское, педагогическое) у 5 детей родители имеют среднеспециальное образование. Все дети всегда, ухожены, имеют стойкую привязанность к своим матерям. Родители интересуются успехами своих детей, принимают активное участие в совместных мероприятиях.
Публикация «Особенности коррекционной работы с ребёнком с РАС в условиях группы компенсирующей направленности ДОУ» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Группы компенсирующей направленности
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
Ранний детский аутизм - это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Одним из характерных признаков синдрома раннего детского аутизма является нарушение взаимодействия с окружающей средой. Поэтому, мы считаем, что при работе с аутичными детьми можно выделить одно из приоритетных направлений, такое как, создание особой системы коррекционно-образовательного процесса, которая позволит наиболее полно выявлять способности детей с разными видами раннего детского аутизма, выбрать программу педагогической коррекции, проводить коррекционный процесс, используя разнообразные доступные средства и методы современной коррекционной педагогики, опираясь на сохранные возможности ребенка.
В настоящее время в ДОУ уже накоплен определенный опыт по организации коррекционно-педагогической помощи детям с ранним детским аутизмом, в условиях специализированных групп детского сада.
Основной целью групп компенсирующей направленности ДОУ является создание условий для коррекции развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. Коррекционно-педагогическая работа с аутичным ребенком проводится комплексно группой специалистов : психиатром, дефектологом, педагогами и направлена на преодоление и предупреждение нарушений в развитии, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в специальной школе.
Для достижения максимальной эффективности при проведении коррекционно-образовательного процесса обязательно учитываются:
• структура отклоняющегося развития и вариант нарушения интеллекта;
• информация о здоровье ребенка;
• условия жизни и воспитания в семье;
возраст ребенка на момент поступления в детский сад;
• длительность пребывания в детском саду и др.
Коррекционная работа с детьми в ДОУ проводится по следующим направлениям :
1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно-моторной координации.
2. Развитие навыков самообслуживания.
3. Развитие речи и коммуникативных склонностей
Успешной социальной адаптации и реабилитации проблемного ребенка способствует правильная организация коррекционного воздействия. Из опыта проведения коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии, становится бесспорным тот факт, что наибольшие педагогические возможности для преодоления недостатков развития аутичного ребенка имеются в период раннего и дошкольного возраста, т. к. в этот период психика детей наиболее пластична.
В нашем дошкольном учреждении создана специальная система для успешной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в детский коллектив, которая позволяет подготовить его к дальнейшему обучению, способствовать его социальной адаптации в обществе. Взаимодействие с аутичным ребенком строится в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. Квалифицированные специалисты имеют многолетний опыт общения с аутичными детьми. Работая в сотрудничестве с родителями, они создают благоприятную атмосферу для скорейшей адаптации ребенка в детский коллектив. Первоначально, пребывание ребенка в ДОУ ограничивается несколькими часами. Родители приносят из дома любимые игрушки, книжки ребенка, посуду. На начальных этапах коррекционно-воспитательной работы преобладают преимущественно индивидуальные формы работы, в дальнейшем - ребенка включают в состав небольших групп, численностью по 2—3 человека.
Работа с аутичными детьми требует большого терпения от педагогов и родителей. На отработку одного навыка, например, застегивание пуговиц, может уйти достаточно много времени. Причем нет никакой гарантии в том, что полученный навык на каком-то этапе развития ребенка не будет утерян (это может быть связано как с отсутствием мотивации, так и со сложностью извлечения информации из долговременной памяти). Хочется отметить, что даже в самых тяжелых случаях при создании адекватных условий обучение ребенка возможно. Он может освоить ранее недоступные ему способы коммуникации с другими людьми, стать более адаптированным в быту, овладеть отдельными учебными приемами. Специалисты, работающие с детьми, обязательно проводят консультации для родителей, беседы с целью выявления особенностей поведения ребенка. Родители заполняют специально разработанные анкеты, которые помогают дефектологу в дальнейшей работе.
В целом, все пребывание ребенка в детском саду имеет коррекционно-развивающую направленность, а педагогическая деятельность строится на диагностической основе, которую проводят дефектологи.
Считаю, что каким бы ни был по сложности дефект развития, ребенок должен и способен развиваться, нужно только грамотно спланировать коррекционно-воспитательную работу на основе личностно-ориентированного подхода, оптимального для каждого воспитанника, учитывающего структуру нарушений ребенка с детским аутизмом.