Анна Стецко
Особенности коррекционной работы музыкального руководителя в детском саду с детьми с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Основополагающий принцип проведения музыкальных занятий – взаимосвязь музыки, движений и речи.
Цели музыкально-коррекционной работы :
открыть ребенку мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира, познать его гармонию и красоту;
Публикация «Особенности коррекционной работы музыкального руководителя в детском саду с детьми с ОНР» размещена в разделах
сформировать основы музыкальной культуры;
укрепить здоровье детей, нормализовать психоэмоциональное состояние, заложить основу для исправления дефектов речи;
способствовать воспитанию всесторонне развитой творческой личности.
Для детей с нарушениями речевого развития программа выделяет два блока задач:
задачи общего музыкального воспитания.
коррекционные задачи.
Задачи общего музыкального воспитания обозначены в рабочей программе музыкального руководителя, а именно:
развитие интереса к различным видам искусства;
формирование первых представлений о прекрасном в жизни, искусстве, способности воспринимать его;
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
развитие творческих способностей в музыкально-художественной деятельности;
обучение основам создания художественных образов;
развитие сенсорных способностей восприятия, умение элементарно выражать в художественных образах решение творческих задач;
приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
Коррекционные задачи вытекают из необходимости коррекции наиболее часто встречающихся отклонений в развитии детей (нарушений координации; чувства ритма; двигательных внимания и памяти; повышенного мышечного тонуса; равновесия; общей и мелкой моторики; перенапряжения голосовых складок; голоса; недостатков дыхания; трудностей артикуляции; нарушений мимики; повышенной утомляемости; эмоциональной неустойчивости и проблем общения).
Именно это определяет следующие задачи:
развивать двигательную сферу, мышечную активность;
развивать координацию движений;
развивать движения рук и мелкой моторики;
учить навыкам мимики и пантомимики в передаче игровых образов;
развивать музыкальный слух (ритмический, динамический, звуковысотный, тембровый);
совершенствовать подвижность органов артикуляции;
учить правильному певческому дыханию;
учить исполнять знакомые песни эмоционально-выразительно;
учить петь в разных темпах, умеренно громко, умеренно тихо, напевно;
учить петь без напряжения, естественным голосом, в удобном диапазоне;
учить инсценировать содержание детских песен игрового плана (развитие связной речи);
развивать психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Занятия по музыкальному воспитанию детей с нарушениями речевого развития проводятся совместно с детьми без речевых нарушений и индивидуально (подгруппами). Развитие речи у детей с нарушениями речевого развития проходит через все виды музыкальной деятельности и предполагает использование разнообразного наглядно-зрительного, наглядно-слухового и дидактического материала: игрушек, иллюстраций, предметов прикладного искусства, художественного слова, аудио- и видеокассет.
Музыкальные занятия имеют особенности в построении и отборе репертуара. Прежде всего, это игровой материал:
игры со словом;
музыкально-дидактические игры;
игры с пением и хороводы;
игры на развитие ориентировки в пространстве;
игра на детских музыкальных инструментах (ударно-шумовых, мелодических, различных свистульках);
этюды и упражнения по психогимнастике.
упражнения, направленные на развитие основных движений; мелкой моторики рук (с предметами и без них); на активизацию внимания; на координацию движений;
танцевальные и плясовые движения.
Весь разученный двигательный материал используется в свободных плясках, хороводах с солистами, в переплясах, а также в плясках типа «Делай так!», «Зеркало». Очень продуктивны в работе игры и хороводы «с подсказкой». Например, поет Дед Мороз, а дети выполняют движения по тексту.
В процессе обучения пению используются песни с простыми запоминающимися текстами, с повторами слов и слогов. Очень хороши в работе песни с небольшими сольными партиями. Весь вокальный репертуар инсценируется с использованием атрибутов и элементов костюмов, отдается предпочтение песням с логической последовательностью событий. По согласованию с логопедом на каждом музыкальном занятии используются распевание на автоматизацию звуков.
Для слушания музыки подбираются произведения эмоционально яркие, с понятными образами, в основном программные (имеющие конкретные названия, о которых легко высказываться, например, пьесы из «Детского альбома» П. И. Чайковского», но предпочтение необходимо отдается вокальной музыке с понятной тематикой, вовлекая в процесс слушания как можно больше анализаторов.
Детские музыкальные инструменты включатся практически в каждое занятие, их использование помогает в решении всех поставленных задач. Дети подыгрывают себе в песнях, свободных плясках, играх, инсценировках, в процессе слушания музыки, сказках-шумелках.
Результат ребенка должен быть строго индивидуален. Нельзя тянуть всех детей к какой-то условно-средней планке. Каждый взрослый – музыкальный руководитель, логопед, воспитатель – активные участники музыкального занятия во всех его частях и видах музыкальной деятельности, так как разучивание материала идет по твердой схеме: показ взрослого – совместные действия взрослого с ребенком – самостоятельное выполнение ребенком. Воспитатель – активный участник занятия, помощник музыкального руководителя.
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе
Совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы логопеда по разделам программы. В исправлении нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста большую роль играет взаимосвязь работы учителя -логопеда и музыкального руководителя. Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкотерапевтических произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мышление. На музыкальных занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, чувства ритма) просодическая сторона речи (темп, тембр, мелодику, логическое ударение, выразительность, сила голоса). По мере речевого развития ребёнка с нарушениями речевого развития усложняется лингвистический материал - от пропевания гласных звуков до участия детей в театрализованной деятельности, играх – драматизациях, инсценировках, музыкальных сказках.