Ольга Абдуллаева
Особенности коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Все аспекты личностной сферы у детей с ОВЗ формируются замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, запредельный характер проявлений: радости, огорчения, веселья.
Публикация «Особенности коррекции и развития эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Развитие эмоций детей с ОВЗ в значительной мере определяется правильной организацией всей их жизни и наличием специального педагогического воздействия, осуществляемого педагогами. Благоприятные условия способствуют сглаживанию импульсивных проявлений гнева, обиды, радости, вырабатыванию правильного бытового поведения, закреплению необходимых для жизни в семье или в учебном учреждении навыков и привычек, а также позволяют детям сделать первые шаги в направлении контроля за своими эмоциональными проявлениями. Волевая сфера детей с ОВЗ находится на самых начальных этапах формирования.
Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы у ребенка с ОВЗ в ДОО следующие:
- трудности в коммуникации со сверстниками и педагогами;
- трудности усвоения норм и правил поведения в группе;
- трудности соблюдения правил в совместных играх со сверстниками;
- легко и быстро возбуждаясь, такие дети могут быстро утомляться, уставать, при этом;
- они могут отказываться от продуктивной деятельности, бросать начатое занятие, не доводя его до конца. Трудности, возникающие при выполнении задания, вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только при столкновении с трудностями, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь снижает продуктивность деятельности ребёнка в решение интеллектуальных задач. Что в свою очередь приводит к формированию заниженной самооценки;
- для них характерна импульсивность, ребенок может начать плакать, бурно проявлять реакции гнева, ярости;
- дети могут быть склонны к конфликтам, агрессии. Нередко дети сердятся, теряют терпение, бранятся;
- особенностями эмоциональной сферы у этих детей могут выступать высокая ранимость, чувствительность, поведение характеризуется стеснительностью. Таким детям часто присуще большое количество страхов, они не уверены и не решительны, при этом дети предпочитают не вступать в совместные игры с другими детьми, а держаться в стороне, и нередко в группе ДОУ такой ребенок предпочитает быть постоянно рядом с воспитателем;
- по причине сильной привязанности к матери (или близкому родственнику) дети очень тяжело переживают «разрыв» – необходимость находиться самостоятельно в группе дошкольного образовательного учреждения;
- еще одной особенностью выступает то, что дети очень легко обижаются и плаксивы (даже по самому малому поводу);
- незрелость и проблемы развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются так же трудностями понимания детьми своих собственных чувств и эмоций, а так же чувств окружающих, что, прежде всего, отражается проблемами коммуникации с окружающими и особенностями игры со сверстниками, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте;
- собственные простые эмоции понимают хуже, чем эмоции, изображённые на картине;
- эмоциональная подвижность или заторможенность, нередко способствует возникновению и закреплению таких отрицательных черт характера, как мрачность, безынициативность, подавленность, упрямство, агрессивность.
Это лишь малая часть того, что можно сказать о дошкольниках с ОВЗ. При этом надо все же помнить, что каждый ребёнок индивидуален, его реакция может быть специфичной, не похожей на другие.
Коррекция недостатков в эмоционально-волевой сфере у детей с ОВЗ практически всегда осуществляется двумя путями:
1. формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
2. преодоление негативных качеств формирующегося характера, предупреждение и устранение аффективных проявлений, отклонений в поведении.
В процессе коррекции эмоционально-волевой сферы важно научить ребенка с ОВЗ справляться со своими отрицательными эмоциями, так как малейшие неприятности или трудности могут вызвать в нем неадекватную реакцию, «эмоциональный взрыв». Кроме того, неумение выражать свои эмоции, не причиняя вреда другим, будет постоянно создавать конфликтные ситуации в жизни ребенка.
Поскольку ребенок с ОВЗ не знает, как справиться со своими эмоциями, а выражать свое несогласие или сердиться ему зачастую запрещено, у него появляется неосознанное желание вывести из равновесия тех, кто имеет над ним власть. Сладить с ребенком в этом случае очень тяжело, так как он начинает делать прямо противоположное тому, что от него хотят. Например, ребенок упрямится, оттягивает время. Он не способен выполнить требуемое и хронически все забывает. Ребенок, которому не позволяют выразить свой гнев, пытается вызвать его в тех, кто предъявляет к нему нередко завышенные требования, либо что-то запрещает.
Игротерапия как прием коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ.
Игротерапия позволяет в легкой и доступной форме скорректировать поведение ребенка, привить ему правильные навыки, используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции, способствует развитию общения, коммуникации.
В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. В процессе игры они познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия.
Цель игр на распознавание эмоций :
учить детей понимать и осознавать свои чувства, а также эмоциональные состояния и переживания окружающих их людей на символическом и вербальном уровнях;
учить детей выражать свои чувства (радость, грусть, страх, гнев, обида);
формировать навыки снятия эмоционального напряжения;
формировать переживания эмпатийного характера (сострадание, сочувствие, сопереживание);
формировать простейшие способы разрешения конфликтных ситуаций;
устанавливать элементарную связь между выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его;
способствовать развитию произвольной регуляции эмоционального состояния детей;
способствовать освоению позитивных форм поведения, отношения к себе и окружающему.
Умение регулировать собственное эмоциональное состояние — одно из важнейших составляющих комфортной жизни каждого ребенка, в том числе и с ОВЗ.