Ксения Ларионова
Особенности изложения связного текста у младших школьников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе, ситуация, сложившаяся в нашей стране в системе обучения детей младшего школьного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети с общим недоразвитием речи. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за несформированности всех сторон речей - лексической, грамматической и фонетической. Эти дети составляют основную группу по неуспеваемости. Основная причина – недостатки в развитии звуковой и смысловой сторон речи.
Публикация «Особенности изложения связного текста у младших школьников с ОНР» размещена в разделах
В настоящее время в основу начального курса русского языка положено развитие речи учащихся. Письменная речь, так же как и устная, служит основным средством развития мышления. Она не только выражает готовую мысль, но и помогает в развитии мышления. Это имеет большое значение для умственного развития и коррекции психических процессов детей с нарушениями речи.
Связная письменная речь младших школьников была предметом изучения многих авторов (Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Яковлева В. И.). Характеризуя ее, авторы указывали ряд своеобразных черт. Они отмечали, что для письменных изложений школьников с нарушениями речи свойственны фрагментарность, пропуски важных деталей, неточное или неправильное употребление некоторых слов и выражений, наличие синтаксических и грамматических ошибок [4].
Именно в младшем школьном возрасте ребенок начинает обучаться письменной речи, которая в противоположность устной, требует детального восприятия, обдумывания высказывания. Поэтому, обучаясь письменной речи, школьник значительно продвигается в своем развитии. Таким образом, необходимо всестороннее исследование проблемы развития связной письменной речи младших школьников с общим недоразвитием речи, т. к. это будет способствовать успешной учебной деятельности и развитию учеников.
Важным видом работы по развитию речи является изложение. Благодаря ему ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Оно служит средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях и средством усвоения логики образца и его языковых средств.
Одним из важных видов работы по развитию связной речи младших школьников является написание изложений. Ребенок, пересказывая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, впечатления окружающего мира, обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Эмоционально-экспрессивная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня развития ребенка [1].
Важным этапом овладения письменно-речевой деятельности по мнению Российской Е. Н., является готовность к усвоению новых знаний. Поэтому успешность овладения навыками изложения собственных мыслей в письменной форме у младших школьников зависит от уровня их готовности к самостоятельной письменной речи, которая предполагает сформированность устно-речевых, операциональных и функциональных предпосылок письменно-речевой деятельности [2].
Неполноценность развития речи, а также вторичные психические наслоения приводят к нарушению правильного взаимодействия компонентов речевой деятельности. Поэтому у школьников с общим недоразвитием речи обнаруживается неподготовленность к овладению навыками чтения и правильного письма.
Для изучения уровня сформированности навыков изложения связного текста у младших школьников с общим недоразвитием речи, нами были использована методика диагностики состояния готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи с качественно-количественной системой оценки, предложенная Российской Е. Н. [3]
Анализ письменных работ младших школьников проводился с целью выявления уровня сформированности навыков изложения связного текста. Общее количество всех работ (их было 15) было принято за 100%.
По результатам исследования мы выявили высокий уровень сформированности навыков изложения только у 7% детей. Работы данных детей отличались полнотой раскрытия темы, все основные смысловые звенья были воспроизведены без сокращений, без привнесений. Общее количество предложений в изложении было 10, среднее количество слов 5. У данных детей в письменных работах отмечаются незначительные орфографические и пунктуационные ошибки: слитное написание частиц с глаголами («незахотела», вместо «не захотела», пропуск запятой при перечислении однородных определений. Композиционная структура изложения сохраняется. Присутствует зачин, основная часть и заключение. Текст изложен с помощью простых, но распространенных предложений. Используемые в изложении слова используются в соответствии с их лексическим значением. Текст изложение, максимально приближен к тексту-образцу.
Полученные нами данные показывают, что 13% детей имеют средний уровень сформированности навыков изложения. В работах данных детей тема была раскрыта, но смысловые звенья были воспроизведены с незначительными сокращениями. Достоверность изложения и композиционная структура не были нарушены. Текст изложен простыми не распространенными предложениями. У данных детей в работах отмечались следующие ошибки: орфографические («прохдил» вместо «проходил», «ниго», вместо «него» «нехотела» вместо «не хотела», «пушыстым», «хваст», написание первого слова в предложении с маленькой буквы, пунктуационные (пропуск запятых в сложных предложениях). Общее количество предложений в изложении было равно 6, а среднее количество слов 7.
У 80% детей был выявлен низкий уровень сформированности навыков изложения. В своих работах школьники не смогли раскрыть тему полностью, нарушали достоверность, последовательность событий и композиционную структуру изложения, выпускали при воспроизведении основные смысловые звенья, привносили дополнительную информацию, искажающую смысл. Также в изложении допускались множественные ошибки как дисграфические, орфографические, так и пунктуационные («пиньке» вместо «пеньке», «палоской», «забралосьна» вместо «забралась на» «ел» вместо «ель» и др.). В нескольких работах отмечалось полное отсутствие знаков препинания. Общее количество предложений в работах данных детей не превышало 7.
Таким образом, полученные нами результаты изучения навыков изложения связного текста у младших школьников с общим недоразвитием подтверждают теоретические данные, которые доказывают, что навыки изложения связного текста у большинства младших школьников с общим недоразвитием речи находится на низком уровне сформированности. Полученные результаты показывают необходимость проведения с данными детьми коррекционной работы по преодолению нарушений письменной речи и формированию навыков изложения связного текста.
Список использованной литературы:
1. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников [ Текст] :Учеб. пособие / М. Р. Львов. М. : АСТ, 2004
2. Российская, Е. Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст] :Учеб. пособие для студ. вузов. / Е. Н. Российская М. : Айрис-пресс, 2005
3. Российская, Е. Н. Диагностика состояния готовности к овладению навыками самостоятельной письменной речи [Текст] :Учеб. пособие / Е. Н. Российская М. : Айрис-пресс, 2004
4. Яковлева, В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах [Текст] : Учеб. пособие для учителей / В. И. Яковлева М. : Просвещение, 2009