Олеся Гринштейн
Особенности использования мнемотехники как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
В данной статье мы рассмотрим особенности использования мнемотехники как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста. В статье рассмотрим методы и приемы развития связной речи детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Публикация «Особенности использования мнемотехники как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Речь является основным средством регуляции психической деятельности человека, общения людей, необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Для полноценного общения, для того, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в коллективе и обществе, необходимо, чтобы его речь была правильной, чтобы он четко произносил все звуки родного языка, грамматически правильно строил предложения, обладал связной речью.
Л. С. Волкова и С. Н. Шаховская считают, что «овладение речью связано с возможностями обработки информации, с объемом кратковременной памяти. Человеческая речь воспринимается или
воспроизводится в сжатые временные сроки. Поэтому ребенок должен обладать стратегией быстрого программирования и быстрого воспроизведения речевого сообщения.»
В настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно и логическое мышление. Дети не любят учить стихи, не обладают навыками рассказывания, не владеют приёмами и методами запоминания. Очень важно пробудить интерес, увлечь их, и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.
В младшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, у детской памяти удивительное свойство –фотографичность.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемоника или мнемотехника (от греческого «mnemonikon» -искусство запоминания) - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами. Особенности методики – применение изображения предметов, символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы должны быть максимально приближены к речевому материалу
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
• развитие связной речи;
• развитие основных психических процессов – памяти, внимания,образного мышления;
• перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы;
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Начиная с раннего возраста при ознакомлении детей с предметным окружением, выделяю их сенсорные качества, этапы обследовательских действий, разные приемы замещения предметов в игровых ситуациях. Основная работа с детьми ведется в индивидуальном плане: с каждым ребенком составляются рассказы о предметах, сюжетных картинках (по плану и образцу). Побуждаю детей к составлению творческих рассказов. Овладение приемами мнемотехники значительно сокращает время обучения составлению рассказа и пересказу. При пересказе дети часто ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
Для преодоления этих проблем использую мнемотаблицы:
- при воспроизведении рассказа составленного по демонстрируемым действиям;
- при составлении описательного рассказа;
- при составление рассказа по сюжетной картинке.
В мнемотаблице используется символы - рисунки, обозначающие различные признаки предмета явления или процесса.
Например:
Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов, условных обозначений. Мнемотаблицы значительно облегчают детям запоминание слов, служат своеобразным планом пересказа. Таким образом, использование графического моделирования, мнемотаблиц замещает план и является алгоритмом рассказа, пересказа. Их успешное использование в развитии связной речи детей становится возможным в силу преобладания в дошкольном возрасте наглядно-образной памяти и непроизвольного запоминания: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту, основанные на зрительных впечатлениях.
Традиционные формы работы с детьми включаю организацию системы дидактических игр, игровых занятий по развитию связной речи детей посредством мнемотехники
Нетрадиционные формы работы включают: индивидуальную работу с детьми, проектную деятельность. В своей работе использую разнообразные средства:
- наглядные, которые включают содержание развивающую предметно - пространственную среду, дидактические игры для индивидуальной работы с детьми, методический материал для папок-передвижек по проблемам развития связной речи детей в процессе игр, общения, наблюдений, чтения художественной литературы, художественно-продуктивной деятельности в детском саду и дома;
- организационные: разработка планов работы с детьми и родителями по созданию условий, способствующих развитию связной речи детей;
- технические: ноутбук, видеопроектор, магнитофон для аудиозаписей фрагментов бесед с детьми, фотоаппарат и видеокамера для фиксации отдельных игровых моментов.
За время работы с детьми младшего дошкольного возраста у детей повысился уровень развития речи: дети составляют пересказ сказки используя мнемотаблицы и мнемосхемы, при помощи воспитателя называли персонажей сказки на графическом рисунке. Умеют замещать образы геометрическими фигурами. Составляют последовательный пересказ сказки. Безошибочно называют персонажей сказки на графическом рисунке. У детей появилось желание пересказывать тексты. Увеличился круг знаний об окружающем мире. Словарный запас вышел на высокий уровень. Дети стали свободно держаться перед аудиторией. Поэтому, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя мнемотехнику, тем лучше подготовим их к школе.
Список литературы:
1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.
2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.
3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92
4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста // Глухов В. П. Дошкольное воспитание 2004г. № 6, с. 6
5. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16
6. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников // Кудрова Т. И. 2007 № 4 с. 51-54.
7. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л. В. Логопед. 2008. №4. - с. 102 -115.
8. Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
9. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т. А. Дошкольное воспитание. 1990. №10 — с. 16-21.
10. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
11. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
12. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006