Ульбашева Марьям
Особенности игровой деятельности у детей с РАС дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) могут иметь особенности игровой деятельности, связанные с их социальными и коммуникативными трудностями.
- Игра детей с аутизмом часто направлена на получение сенсорных ощущений, в связи с чем игрушки могут не использоваться ребенком по их функциональному назначению, или ребенок может проявлять повышенный интерес к неигровым предметам. Так, мы можем наблюдать выкладывание рядов, бросание игрушек, раскручивание колесиков машины, кручение веревочек.
Публикация «Особенности игровой деятельности у детей с РАС дошкольного возраста» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
- Отсутствие сюжета в игре также характерно для детей с РАС.
Если же игра приобретает сюжет, то он, как правило, "свернут" – носит очень простой характер. Это связано с ограниченностью эмоционального и социального опыта ребёнка, трудностями в развитии воображения, а также тем, что в его памяти могут закрепиться только яркие моменты. Например, ребенок берет игрушку и роняет на пол, выкрикивая: "Ой, ударился!", - на этом игра заканчивается.
- Однообразность или стереотипность игры. Дети с РАС могут проявлять сильную привязанность к определенным играм или игрушкам. Они могут настаивать на определенной игре, и переход к другой игре может вызывать у них стресс.
Также, ребёнок с аутизмом может "застревать" в своей игре на одной манипуляции: раз за разом выстраивать ряд из машин, однотипно перекладывать предметы, проигрывать одно и то же яркое впечатление
- Невозможность вовлечь в свою игру другого ребёнка или взрослого.
Малыш с РАС испытывает сложности в установлении контакта с другими детьми и взаимодействии в игровой ситуации. Ребёнок может игнорировать другого человека и продолжать свою игру, а может, напротив, начать активно протестовать и стремится уединиться.
- Трудности включения в общую игру, пассивное следование за другими.
Довольно часто, ребенок с аутизмом не играет с другими детьми. Если же он тянется к сверстникам, то может включиться только в простую игру, основанную на простой эмоциональной вовлеченности: побегать вместе, покататься с горки.
Развитие игровой деятельности у детей с РАС
Развитие сюжетно-ролевой игры очень важно для каждого ребенка. В связи с тем, что игра у ребёнка с расстройством аутистического спектра (РАС) редко развивается самостоятельно, ему необходима помощь взрослого, который научит взаимодействовать в игре с другим человеком, постепенно приучая к тому, что играть вместе интересней и веселей и создаст условия для развития игровой деятельности.
Путь к сюжетно-ролевой игре у каждого из детей свой и пройти его можно постепенно, маленькими шагами.
Первым этапом развития игровой деятельности является взаимодействие малыша со взрослым в рамках сенсорной игры с использованием таких материалов как: песок, крупа, вода. Взрослый, постепенно включаясь в игру ребенка, может добавлять в стереотипные действия с пересыпанием или переливанием, новые игровые предметы (бросать рыбок в воду; закапывать камушки в песок; прятать фигурки в крупе). Цель этого этапа - создание эмоционально положительного настроя.
Когда контакт с ребёнком с установлен, можно перейти на сенсорно-социальные игры ("Ладушки-ладушки", "Сорока", "Лунь плывет", "В поле гуляли трое гуляк", "Тяни холсты").
Следующим этапом будет переход к простой сюжетной игре. Постепенно, посредством подражания, привлекаем малыша к играм с простым сюжетом (например, "Мишка голодный, накорми Мишку", "Машина приехала, загрузи в нее кубики, отвезем их", "Кукла упала, ударилась, полечим ее" и т. д.).
Если вы видите, что малышу игра не нравится, то стоит ее прекратить и попробовать в следующий раз. В игре с социальным взаимодействием ребенок должен получать только положительные эмоции!
В случае, когда ребёнок не демонстрирует протест, но и не включается в процесс, а ведет себя пассивно, не стоит останавливаться - продолжайте игровые действия, комментируйте ход игры, попробуйте ввести в игру любимого персонажа или игрушку.
Если в ходе игры малыш что-то произносит, можно повторять за ним в той же интонации - это вызовет у него больше доверия к вам. Никогда не стоит игнорировать ребёнка, если он ждет реакции от вас.
На этом этапе мы создаем малышу с РАС шаблоны разных простых сюжетов, которые он сначала сможет повторить, а затем развивать и усложнить.
Затем стоит сюжет усложнить (добавление и усложнение действий, появление новых персонажей и формирование их базового диалога). Из нескольких простых сюжетов можно составлять сложные, а после вносить в них изменения, а также тренировать в игре социальные навыки.