Наталья
Особенности гражданского воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности гражданского воспитания дошкольников в соответствии с
Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования.
«Чем совершеннее воспитание,
тем счастливее народ».
К. Гельвеций
Публикация «Особенности гражданского воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ» размещена в разделах
История человечества свидетельствует: вопросы гражданского воспитания всегда находились в центре внимания любого государства. Однако проблемы эти решались по- разному – с учетом социальных потребностей, экономических условий, различных средств, методов и форм работы; всегда наполнялись новым содержанием, которое обусловливалось характером, организацией жизни общества, отражало общественные противоречия своего времени. Но в дебри истории мы погружаться не будем.
Гражданственность как отношение и качество личности имеет две стороны – объективную и субъективную. Если объективная сторона наиболее полно выражена в способе жизнедеятельности человека, то субъективная – в формах и видах поведения, потребностях, интересах, установках и ценностных ориентациях. «Словарь современного русского языка» рассматривает гражданственность личности через элементы ее сознания и такие качества, как организованность, дисциплинированность. В этом определении предпринята попытка раскрыть сущность гражданственности через определенные черты совместной деятельности людей и осознание ими своего места и роли в государстве. Однако объективная основа содержания при такой трактовке ограничена рамками государства. Следовательно, значительно сужена функция гражданственности как социального качества личности, активно взаимодействующей не только с государством, но и с обществом в целом.
Педагог А. В. Беляева предлагает рассматривать гражданственность в пяти аспектах : социально – правовом, педагогическом, социально – педагогическом, социально – психологическом, морально – этическом.
Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них: патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, культура межличностного общения и т. д. Ее важнейший интегративный признак и критерий сформированности – наличие гражданской позиции. Ядро понятия «гражданская позиция», гражданское сознание личности, органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступках, активной деятельности, направленной на утверждение передовых взглядов, идеалов.
Гражданский долг и ответственность – это высокие личные качества. Начало их воспитания – гражданское видение жизни, тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, благополучие народа, сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением, - важные показатели гражданской направленности личности ребенка. Человек должен быть самостоятельным, интеллектуально развитым, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других, способным воспринимать происходящие изменения и принимать соответствующие решения. Эти качества закладываются в период дошкольного детства, составляют основу гражданского воспитания.
Развитие гражданских качеств личности – процесс сложный, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольные годы. И от того, как понимается гражданственность и какое отношение к ней вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция.
Под воздействием окружающей социокультурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих взаимоотношениях, устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т. е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к гражданским ценностям. Однако это не исключает необходимости систематического и целенаправленного гражданского воспитания как важного аспекта государственной политики. Сегодня проблема воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой.
Родина… В чём смысл этого слова? На мой взгляд, быть преданным своему народу, быть готовым по первому её зову встать на защиту своего отечества. Любовь к Родине выражается в любви к родной природе, родному дому, семье, к истории и культуре страны. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.
Слово «патриот» имеет семантическую трактовку – «любитель отечества», ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Чувство патриотизма всегда жило и живёт в сердцах русских людей, побуждая их всемирно заботиться о процветании своей Родины, а в годы тяжких испытаний грудью защищать её от захватчиков.
Родина – одно из основных понятий, представление о котором следует давать детям с дошкольного возраста. Воспитание патриотических чувств у детей мы осуществляем не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, что способствует амплификации детского развития в соответствии с ФГОС.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования предусматривает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира; малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Сущность патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы воспитать их духовно богатыми личностями, честными, совестливыми, милосердными, сострадательными, верящими в добро, готовыми всегда прийти на помощь нуждающимся.
Цель патриотического воспитания – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, т. е. сформировать определенное отношение к собственной стране и народам, населяющим её; гражданское воспитание состоит в формировании у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума. Гражданское воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Реализация гражданского воспитания может осуществляться посредствам:
• освоения содержания как в процессе занятий по базовым дисциплинам, особенно гуманитарной направленности, так и в повседневной жизнедеятельности;
• проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;
• организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей города, края, как граждан России, а также с ролью правил и законов в жизни общества, с Конвенцией о правах ребенка;
• проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;
• организации видеопросмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;
вовлечения детей в общественную деятельность (уборка и благоустройство территории ДОУ, проведение благотворительных акций, посильная помощь младшим, пожилым, нуждающимся, концертная деятельность для жителей микрорайона).
В ходе бесед с детьми важно обсуждать такие темы, как «Дружба», «Милосердие», «Добрые дела и поступки», «Конфликты и пути их преодоления», «Помощь и взаимопомощь», «Правила в нашей жизни», «Мои обязанности», «Я и другие люди: особенности взаимоотношений». В повседневной жизни следует учить воспитанников нормативным способам решения проблем и конфликтных ситуаций, к которым относятся: голосование, использование жребия, установление очередности, подчинение большинству с учетом потребностей меньшинства. Дети могут принимать активное участие в обсуждении планов жизни группы и детского сада. С ними необходимо обсуждать роль правил в упорядочении жизни; при этом важно формировать позитивные модели поведения, которые предполагают, что человек способен :
• разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами;
• учитывать позиции, желания, потребности других людей;
• произвольно контролировать свое поведение и управлять им;
Содержание работы по гражданскому воспитанию предполагает формирование у ребенка представлений об устройстве государства, о его атрибутах, отличительных особенностях. Важно дать информацию о том, что такое атрибуты, как флаг, гимн, герб, есть в каждой стране; при этом, знакомя детей с понятиями «государство», «республика» или «край», «столица», с устройством страны, важно учитывать их возрастные особенности. Так, например, можно провести аналогию с устройством детского сада. Групповые помещения – это республики, края, в которых есть много комнат – городов и деревень; дети и педагоги – это население, а директор детского сада – президент страны.
С целью знакомства детей с символами государства и закрепления представлений о них важно использовать игры, игровые приемы и упражнения.
Дошкольник не остается на поверхности фактов, наоборот, он стремится объяснить их, установить зависимость и отношения, создает свои теории. Ребенок способен отражать мир в системе. Его интересуют причины и сущность происходящих событий и явлений. Под руководством взрослых он усваивает систему знаний на основе понимания естественных, действенно существующих в окружающем мире связей и отношений между отдельными предметами и явлениями. Отсюда и задача, которую должен решить педагог: выстроить обучение по иерархическому принципу, т. е. выделить ядро, центральное звено знаний, то, что может стать основой целенаправленной системой.
Основная форма знаний дошкольников, по мнению А. А. Люблинского, - представления, которые на протяжении дошкольного возраста обогащаются, наполняются новым содержанием, становятся более осмысленными и понятными. У детей должны быть сформированы не только полноценные представления, но и простейшие нравственные понятия, а также способность к анализу, сравнению, классификации, группировке знаний по определенным признакам.
Чувство дошкольника господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотива поведения, выражают отношение к окружающему миру. Вот почему так важно в процессе занятий знакомить детей с явлениями общественной жизни, формировать справедливое отношение к жизни, и не только средствами художественной литературы, но и личным примером. От богатства чувств, которые проявляет взрослый, зависит эмоциональное восприятие ребенком того или иного явления действительности. Поэтому первой опорой педагога является семья. Развитее личности осуществляется прежде всего в семье, которая в зависимости от принятой в ней тактики воспитания выступает или как просоциальная ассоциация, или как коллектив или искажает развитие личности ребенка. В зависимости от характера семейных отношений может изначально складываться личность ребенка либо как человека нежного, заботливого, не боящегося признавать свои ошибки и оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности, либо как себялюбца трусливого, ленивого, жадного, капризного. Социальная активность ребенка в семье зависит от примера родителей, конкретной нравственно – эстетической атмосферы отношений и стиля общения взрослых с детьми, от «психологического климата».
Уважение в семье достоинств ребенка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Воспитать гражданина – значит воспитать нравственно свободную личность.
Вторая опора педагога – деятельность в группе: игровая, учебная, трудовая, спортивная, изобразительная и т. д., которая сплачивает детей, формирует такие черты, как гуманность, трудолюбие и другие социально ценные качества.
Проследить отношение ребенка к окружающему миру можно, в частности по его рисункам, лепке, аппликации. Все красивое, хорошее, доброе он тщательно и подробно прорисовывает, изображает на переднем плане крупно и ярко.
Игра – сфера самостоятельной творческой деятельности детей. Вот почему, организованная педагогом, охватывающая нравственные элементы, она является средством формирования личности. Принимая на себя роль, ребенок подчиняет свое поведение правилам, требованиям, вытекающим из роли, искренне переживает чувства изображаемого лица. Он совершает прыжок в мир высших форм человеческой деятельности, в мир морали. Поэтому не случайно психологи утверждают, что игра – школа чувств. В игре впервые возникает соподчинение мотивов, появляются мотивы социального содержания.
Воспитание гражданственности у детей дошкольного возраста – это многогранный и трудоемкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и ДОУ. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами своей страны. Поэтому мы считаем, что непосредственные целевые ориентиры освоения программы по патриотическому воспитанию дошкольников создают предпосылки для их реализации и рассматриваются как долгосрочные ориентиры в соответствие с ФГОС.
Автор статьи: Елецкая Наталья Михайловна