V/h
Особенности гендерного этикета дошкольников в межличностных отношениях
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ГЕНДЕРНОГО ЭТИКЕТА ДОШКОЛЬНИКОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
THE FEATURES OF GENDER ETIQUETTE OF PRESCHOOL CHILDREN IN INTERPERSONAL RELATIONSHIPS
Аннотация. В статье проанализированы ряд авторов по проблеме исследования, рассмотрены межличностные отношения детей дошкольного возраста, гендерные особенности этикета в процессе игры, которая является основным видом деятельности в данном возрасте и формирование этикетного поведение дошкольников.
Публикация «Особенности гендерного этикета дошкольников в межличностных отношениях» размещена в разделах
Annоtation. The article analyzes the literature on the research problem, discussed interpersonal relationships of children of preschool age, gender differences of etiquette in the game, which is the main activity in this age and the formation of an etiquette behavior of preschool children.
Ключевые слова: этикет, игра, межличностные отношения, гендерные особенности, дошкольный возраст, культура
Keywords : etiquette, play, interpersonal relationships, gender differences, preschool age, culture
Актуальность. На современном этапе применяется гендерный подход с целью решения теоретических и практических вопросов при воспитании и обучении дошкольников. Анализируются различные модели гендерного воспитания девочек и мальчиков их применения в ДОУ, социальном обществе и в семье. Развитие гендерных исследований в педагогике, являются одним из составляющих оптимизации образовательной и воспитательной деятельности, которые находятся в постоянном поиске новых теоретико-методологических аспектов и механизмов влияния на социализацию и коммуникацию личности.
Анализ исследований в изменениях системы гендерных представлений у детей показал об необходимости внедрения гендерного подхода в процессе обучения и воспитания девочек и мальчиков в ДОУ. Подтверждение возможности педагогического влияния на идентичность девочек и мальчиков в современной системе подтверждает необходимость разработки и внедрения концепции и модели гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
К авторам, которые описывали гендерное воспитание можно отнести: Н. М. Борытко, А. О. Мудрик, Л. И. Столярчук, М. А. Радзивилова, Л. В. Штылева и другие.
Культуру поведения и этикет изучали такие авторы как: Л. Барахтова, С. В. Петерина, С. Теплюк, З. Ходонецких, А. И. Юдина, Т. Яковенко и другие.
Межличностные отношения детей дошкольного возраста исследовались: Т. В. Антонова, Л. П. Бухтиарова, Р. А. Иванова, Л. А. Кричевский, В. С. Мухина, Т. А. Репина, А. А. Рояк, С. Л. Рубинштейн и другие.
Особенностям взаимодействия и взаимоотношений с одногодками в дошкольном возрасте занимались такие исследователи, как А. Н. Веракса, Н. В. Куницына, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова и др.
Цель статьи - изучить особенности гендерного этикета дошкольников в межличностных отношениях.
Изложение основного материала.
Межличностные отношения дошкольников формируются в результате коммуникации между собой и взрослыми. В период дошкольного возраста, общение между детьми достаточно выражено, но не является активным. А в старшем дошкольном возрасте в ДОУ общение детей разного пола направлено на контроль и ограничениям в общении, это связано с гендерными особенностями процесса социализации на данном этапе онтогенеза [5].
В данный период происходит различия в освоении социальных ролей у детей. По данным современных исследований, у мальчиков выражена большая импульсивность и стремление к активным двигательным действиям, что затрудняет освоение ими ролей, которые предполагают ограничения активности мальчиков.
М. А. Радзивилова считает, что гендерные особенности в дошкольном возрасте определяются спецификой межличностного общения и восприятия детей, оцениванием друг друга с положительных и отрицательных сторон. Девочки чаще оценивают друг друга положительно, чем мальчики, которые склонны в большей степени к отрицательным взаимооценок. Дошкольникам свойственно оценивать сверстников таким качествами, какими их оценивают воспитатели [11].
Дети играют роль фактора, влияющего на половую дифференциацию. В результате освоения социальных ролей и полоролевой идентификации, которое связано с нравственным и моральным развитием ребенка. По результатам исследования установлено, что дошкольники более негативно относятся к нарушениям полоролевого поведения, чем младшие школьники. В данном случае мальчики проявляют нетерпимость к нарушениям полоролевого поведения больше, чем у девочек. Для дошкольников более важным фактором оказывается нарушение не самого поведения, а внешней атрибутики роли.
Таким образом, определены гендерные особенности детей дошкольном возраста в процессе межличностного общения и восприятия друг другом детьми.
По результатам исследований таких авторов, как: Л. А. Арутюновой, В. И. Кагана, И. С. Кона, Т. А. Репиной в старшем дошкольном возрасте рассматривается формирования психологического пола и становления гендерной идентичности в сензитивный период. На современном этапе полоролевое воспитание включает развитие различных сфер мужской и женской индивидуальности, помощь в осознании детей собственного образа Я-девочка, Я-мальчик, формирование гибкости полоролевого поведения и культуры взаимоотношения полов. Данная направленность дает возможность формирования у детей гендерной толерантности в условиях нравственного и культурного воспитания личности[2].
С. В. Петерина определяет культуру поведения дошкольников, как «комплекс полезных для социумома стабильных форм каждодневного поведения, как в быту и общении, так и в различных видах деятельности»[10].
Во время воспитании и обучении детей правилам современного этикета происходит приобретение ими гендерных характеристик. Этикет создает условия, благоприятные для общения дошкольников, не зависимости от них национальности, пола, психологическим и возрастным особенностям, уровню развития.
Компоненты культурного поведения дошкольников в процессе воспитания следующие:
- культурно-гигиенические навыки и привычки;
- культуру коммуникации между сверстниками и взрослыми, между мальчиками и девочками;
- культуру деятельности.
К основным этапам обучения детей правилам этикета можно отнести :
І этап: происходит формирование первичных представлений о поведенческих правилах в младшей и средней группах;
ІІ этап: раскрываются понятия этикета, правила поведения, нравственные и эстетические основы в старшей и подготовительной группах.
Формирование этикетного поведение детей дошкольного возраста происходит постоянно, при этом используются различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты (в реальной жизни, в специально созданных ситуациях).
Дошкольникам в ДОУ объясняют и формируют представления о различном поведении мужчины и женщины в процессе коммуникации. Например:
1. При входе в транспорт мужчины пропускаю женщину вперед, а при выходе подают ей руку.
2. Во время приветствия женщины говорят «здравствуйте» и слегка наклоняют голову, а сильный пол пожимает друг другу руки.
Данные навыки этического поведения закрепляются в процессе их проигрывания детьми.
Игра является наиболее эффективным средством формирования культуры поведения у детей. Во время игр, формируется физическое развитие, моральное воспитание, этические нормы, дисциплинированность, ответственность, которые очень важно в этикетном поведении дошкольника.
К основным играм развивающие особенности гендерного этикета дошкольников в межличностных отношениях можно отнести :
1) Музыкальные игры: мальчики приглашают девочек танцевать, а в конце танца провожают их на место.
2) Дидактические игры применяются для воспитания правил и норм этикета, для этого необходимо:
* подобрать из карточек цветовую гамму своей одежды;
* найти по картинкам одежду для прогулки, посещения театра, встречи гостей;
* разложить карточки с изображением посуды, столовых приборов для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола;
* выбрать на карточках подарки: маме, другу (подруге, бабушке, дедушке.
3) Сюжетно-ролевые игры способствуют практическому применению детьми поведенческих правил: например, игра в больницу знакомит с профессией врача и с правилами поведения в поликлинике, в кабинете у доктора, в аптеке.
Таким образом, в результате воспитания этических и культурных ценностей у детей дошкольного возраста происходит развитие гендерного этикета в процессе межличностного взаимодействия.
Выводы. В результате рассмотрены гендерные особенности дошкольников, которые в данном возрастном периоде определяются в процессе межличностного взаимодействия. Данное взаимодействие более эффективно проходи в игровой форме. С помощью культурных и этических игр развивается становления гендерной идентичности детей, поэтому является главной задачей в данном возрасте для полоролевого воспитания как в школе так и в семье.
Список литературы
1. Борытко Н. М. Гуманитарная парадигма образования в контексте гендерных исследований / Н. М. Борытко // Гендерные исследования в образовании: проблемы и перспективы. - Волгоград: Перемена, 2009. - С. 36-40.
2. Веракса А. Н. Развитие отношений межличностной значимости в дошкольном возрасте // Социально-психологические проблемы образования. Вопросы теории и практики: Сборник научных трудов. Выпуск 4. Часть II / Под ред. М. Ю. Кондратьева. – М. : МГППУ, 2006. – С. 4-19
3. Гендерное образование : учебное пособие / под общ. ред. Л. И. Столярчук. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. - 386 с.
4. Конышева Е. А. Формирование гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации / Е. А. Конышева. – Екатеринбург, 2006. - 23 с.
5. Куницына В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына. – СПб: Питер, 2002. – 544 с.
6. Клецина И. С. Психология гендерных отношений : Теория и практика / И. С. Клецина. – СПб. : Питер, 2004. – 384 с.
7. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. – М. : Воронеж, 2003. – 164 с.
8. Мудрик А. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании / А. О. Мудрик // Воспитательная работа в школе. -2003.- № 5. - С. 15-19.
9. Мухина В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
10. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. - М. : Просвещение, 1986.
11. Радзивилова М. А. Гендерный подход в воспитании дошкольников в условиях ДОУ / М. А. Радзилова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4-2. – С. 453-456